Скоро законодатели могут запретить гипермаркетам торговать по выходным. Так они хотят поддержать малый бизнес. Но станет ли лучше от этого покупателям и мало бизнесу?
В скором времени в нашей стране могут запретить работу гипермаркетов по выходным. Соответствующие поправки хотят внести в закон «О торговле» депутаты Госдумы РФ. Уже разработан график работы гипермаркетов: в будни – до 21.00, в субботу – до 16.00, в воскресенье – выходной. И – никаких круглосуточных! Для чего это делается? Для того, чтобы поддержать малый бизнес – магазины с одной-двумя кассами. Этой новостью я поделилась с хозяином одного из таких магазинов, расположеного недалеко от моего дома. Радости она у него не вызвала. Он торгует в основном хлебом, кондитерскими изделиями, конфетами, бытовой химией. Мясные и молочные продукты тоже бывают, но редко. Говорит, что пытался завозить их ежедневно, но получилось – в убыток. За такими продуктами люди чаще ходят в специализированные магазины либо в супермаркеты. Как вариант – на рынок. «Поправки вряд ли круто изменят мой бизнес», – считает он. Примерно то же услышали уже от хозяина другого магазина с одной кассой. Тот сказал, что таких, как у него, магазинов полно – на каждом шагу. Товар у всех почти один и тот же: «У того, кто придумал поправки, видимо, свой интерес. Они плохо или совсем не изучили работу небольших магазинов. Мы никогда не дотянем до того разнообразия продуктов, который имеется в гипермаркетах. Его нет даже в сетевых магазинах. А для того, чтобы привлечь покупателя какими-то новыми товарами, нужно расширять площади. Денег на это нет».
Специалисты считают, что в масштабах потребительского рынка поправки приведут к росту цен. «За счет чего гипермаркеты могут держать низкие цены и предлагать демпинг – за счет оборота и собственных логистических цепочек, – утверждает эксперт потребительского рынка и ценовой политики, президент компании «Соль Руси» Станислав Черкасов. – Малые магазины никогда не смогут предложить покупателю ничего подобного, чтобы выжить: платить поставщикам, налоги, аренду, зарплату персоналу и иметь хоть какую-то прибыль, такие магазины должны держать достаточно высокие цены. К тому же маленькие магазины никогда не смогут обеспечить большого ассортимента, который предлагают гипермаркеты».
Изменения в закон «О торговле» больно ударят по сетевикам, они будут вынуждены задирать цены, а потребители в очередной раз – туже затягивать пояса. «Если очень хочется помочь малому бизнесу, делать это надо не за счет сокращения конкуренции, а за счет снижения налоговой нагрузки и прочих преференций», – считает эксперт.
Насчет конкуренции тут еще подумать надо. Поправки вряд ли серьезно повлияют на снижение доходности гипермаркетов. Исходя из практики, такие крупные магазины, как «Ашан», «Икея», «Мега», чаще всего посещают люди со средним достатком, и то не каждый день, а, как правило, два-три раза в месяц, чтобы, как говорится, затариться. Что вполне понятно. Ездить на окраину города, где, как правило, расположены гипермаркеты, за бутылкой подсолнечного масла или товаром из разряда бытовой химии вряд ли имеет смысл, поэтому предпочитают брать такие товары оптом. А скоропортящиеся, типа «молочки» и хлеба, берут в сетевых или небольших магазинах у дома. Так что, скорее всего, народ очень быстро приспособится к измененному графику работы гипермаркетов. Начнет ездить туда не по субботам «до 16.00», когда там выстроятся огромные очереди, а станет выкраивать время на такие поездки в будние дни. Те же, у кого семейный бюджет поскромнее, отдают предпочтение сетевым магазинам, в которых можно выбрать устраивающий по цене набор товаров. А в магазины с одной-двумя кассами заходят редко. Так что каким образом депутаты Госдумы собираются «поддерживать» предприятия малой торговли, пока непонятно. Видимо, нужны более конструктивные поправки хотя бы в части разумного налогообложения. Возможно, эти пожелания будут учтены депутатами. Во всяком случае, представители предприятий малой торговли на это надеются.