Собеседник
Запас прочности
Отечественной промышленности нужны инженерные кадры. Как готовить специалистов для промышленных предприятий? Чем и как они живут сегодня? Каким должно быть образование для их подготовки? Ответы на эти и не только вопросы знает депутат Законодательного собрания Ростовской области, член совета директоров  производственной компании «Новочеркасский электровозостроительный завод», советник по взаимодействию с государственными органами власти компании «Локомотивные технологии», председатель совета директоров Новочеркасска Сергей ПОДУСТ.
Подробнее
Точка зрения / №160 от 17 Мая 2017 г.

Оживить или погубить?


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Корреспондент Марина Каминская

Станут ли мультимедийные программы «Ожившие полотна» грозным конкурентом художественным музеям?

Давно уже художественные выставки донской столицы не вызывали у посетителей столько противоречивых мнений, как «Арт-Ростов-2017».

Эта выставка собрала большое число художественных работ со всей России, на ней также демонстрировалась графика экстравагантного Дали. Но гнев или в лучшем случае недоумение и разочарование одних и восторги других вызвала мультимедийная программа, посвященная классику русской живописи Ивану Айвазовскому.

Для меня знакомство с программой «Айвазовский: Ожившие полотна» началось сразу с двух неожиданностей. Сначала позвонил сын приятелей. Интересовался, что бы такое прочесть об Айвазовском и его творчестве, чтобы емко было и достоверно. Подозреваю, что за свои двадцать с лишним лет он не почтил вниманием ни один художественный музей. А тут вдруг такой интерес. С чего бы? Да вот друзья, оказывается, посмотрели эти «Ожившие полотна», сказали, что круто.

Другая неожиданность произошла прямо на выставке. Спрашиваю у благообразной дамы, где тут модуль с картинами Айвазовского (ангар-то громадный), а в ответ:

– Не ходите туда! Это совсем не то, что вы думаете. Кадры скачут, музыка гремит. Мультимедийный балаган!

Смешно было бы, купив билет за четыреста рублей, последовать такому совету. 

Самое примитивное оживление живописных полотен – доступная всем и каждому бесплатная забава в интернете. Только кликни – и медведи, встречая утро в шишкинском сосновом бору, запрыгают, а возле рыбака с холста Перова начнут резвиться рыбки, прянишниковские мужики пустятся в пляс у гостиного двора – и так далее, в том же духе – где с морганием, где со взмахами крыльев, вилянием хвостом. В общем, сообразно сюжету.

Мультимедийные проекты «Ожившие полотна» – это качественно иной уровень. Такие программы в последнее время предлагаются в качестве красивого развлечения жителям ряда российских городов. Уже «оживили» шедевры не только Айвазовского, но и Рериха, Дали, Ван Гога, Микеланджело.

«Оживают» холсты и фрески так: по периметру зала устанавливают большие экраны, на которые проецируются репродукции шедевров. Бывает, что экраном становятся даже пол и потолок. Однако это не слайд-шоу: какие-то части полотен наполняют движением, заставляя волны вздыматься, пушечные ядра лететь к намеченной цели. Одни изображения сменяют другие, образуя подобие киноленты с чрезвычайно условным сюжетом. Все это сопровождается титрами и музыкой. Довольно громкой.

Масштаб всегда впечатляет. Стоит живописное изображение увеличить, и оно становится словно еще значительнее. Но можно понять и тех посетителей, которые покидали «зал Айвазовского», не дожидаясь конца программы, а ее саму награждали нелестными эпитетами.

Те, кому понравилось, говорили, что это лучше «скучных музейных залов», хорошая возможность приобщить молодежь к мировой художественной культуре.

Разочарованные программой утверждали прямо противоположное: никакая «цифра» с ее фокусами не заменит тот энергетический поток, который ощущаешь на выставке при встрече с подлинником или очень хорошей копией оригинала. Выставки воспитывают тонкое эмоциональное восприятие, а такие мультимедийные программы провоцируют бесконечную жажду острых ощущений. Кроме того, они рождают лишь иллюзию знакомства с творчеством художника, потому что дают мало представления о его реальных живописных полотнах. Ведь нередко на экране – мелькание только фрагментов холстов, что это и откуда – понятно только знатокам. 

Очень хочется верить в лучшее. В то, что после таких мультимедийных программ народ потянется в музей на встречу с подлинником. 

Кстати, полотна Айвазовского есть и в собрании Ростовского областного музея изобразительных искусств. И лиричная лунная ночь, и извержение Везувия, погубившее Помпеи. Вот только почему-то не валит пока валом народ в музей, чтобы взглянуть, какие же в действительности творения Айвазовского, когда они – живые и настоящие…

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации
Также в рубрике
А камеры останутся...
Видеонаблюдение ныне в тренде. Камеры «зашли»даже в отдаленные села.  Проселочная дорога в Кагальницком районе. Ближайшая деревенька неблизко. Ф...
Народный Айболит под вопросом
Даже тех, у кого нет кошки или собаки, взбудоражили законопроекты о содержании домашних животных. Наиболее бурно сегодня обсуждаются три содержащиеся...
Укроп готовится к прыжку
Украина официально объявила Россию страной-агрессором и оккупантом. Сколько дней осталось до войны?
Октябрь – убийца рынков?
Похоже, нынешний осенний месяц стал черным для донских рынков. Не успели пожарные справиться с огнем на рынке «Восточный», что в ростовском микрорайон...
У нас не просили денег
Родительское собрание в детском саду у сына. Заведующая не просит сдать конкретную сумму, она говорит, что у садика есть счет, на который любой желающ...