Для учителей российских школ, можно сказать, новогодним подарком стали результаты итогового сочинения. Все-таки 98 % участников (а это более 600 тыс. человек), писавших сочинение, успешно справились с заданием, и лишь 2 % получили незачет. Сами темы сочинений – «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Смелость и трусость» – для большинства выпускников школ оказались, видимо, более-менее понятными, в отличие от таких, как «Цели и средства», «Человек и общество». Такие темы требуют больше аналитики. А с ней у наших старшеклассников пока что не очень получается, если не сказать – совсем не получается. Тем не менее едва заметные подвижки в такой хорошо забытой, но постепенно возрождающейся форме, как школьное сочинение, наблюдаются. Чего нельзя сказать об остальных предметах.
Не лучшим образом проявили себя школьники и в диагностической работе по биологии. В 10-х классах средний балл работы по биологии составил около 20 при максимальном – 47. Из 26 тысяч школьников, принимавших участие в диагностике, максимального балла не набрал ни один ученик. Правильно заполнить таблицу на сравнение растительных и животных организмов сумел около 21 % учащихся. Показать на схематическом рисунке движение инъекции лекарства в организм человека смогли лишь около 5 %. Только 38 % правильно определили последовательность этапов оказания первой медицинской помощи. Сергея Кравцова удивляет то, что ученики из биологических классов показали примерно такие же знания материала, как и дети, которые учатся в обычных классах. «Может быть, – размышляет он, – сказалось то, что углубленное изучение биологии только-только началось в 10-м классе?» Как же – «только»? Прошла первая половина учебного года, а качество знаний учеников профильных классов оставляет желать лучшего. Если прикинуть, что в 11 классе у них полгода уйдет на подготовку к ЕГЭ по основным предметам, то по всем подсчетам «углублять» знания по биологии остается всего год. Что они за это время выучат, запомнят, усвоят, если несколько лет изучения биологии в обычном классе не дали положительного результата во время диагностических работ? При таких темпах обучения смогут ли они к выпускному классу хорошо изучить биологию? Судя по всему, ребята собираются поступать в вузы, где профилирующим предметом является биология. Как раз в вузах жалуются на то, что к ним приходят недостаточно подготовленные выпускники школ, которым на первых курсах приходится давать знания, не дополученные в школе.
Кстати, Минобрнауки РФ намерено продолжить исследования качества образования в высшей школе. Однако по мнению того же Кравцова рейтинги дают определенное представление о вузах, но они опираются на формальные, внешние показатели. «Я считаю, что надо смотреть на качество подготовки студентов – с какими знаниями они приходят...» Да с теми, которые получают все в той же школе. Так что если говорить о качестве, то со школы и надо бы начать. Пока же мы из года в год слышим от представителей министерства про модернизацию, апробации, квалификационные работы, компетентность и компетенции, модели оценок... Послушайте, это все о чем? Школы уже задыхаются от всевозможных нововведений и идей, порой неудачных. Может быть, пора заканчивать экспериментировать, вернуться к нормальной школьной жизни? Вспомнить советскую образовательную систему, взяв из нее лучшее. Чем были плохи письменные и устные экзамены? При подготовке к ним требовалась не зубрежка, а понимание предмета, умение анализировать. То, чего не хватает нынешним школьникам. Понятно, что после десятилетий планомерного развала образования создать здоровую, востребованную обществом образовательную систему не так просто. Трудно, но необходимо. Получилось же вернуть в школы сочинение по литературе. Кто сказал, что дети не смогут сдавать устные экзамены, которые ранее были заявлены министерством? Главное – начать.