В Государственную думу РФ внесен законопроект об отмене ЕГЭ. Одним из соавторов инициативы выступил заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов. В эфире телеканала НТВ депутат пояснил, что суть законопроекта сводится к тому, чтобы отменить надоевший ученикам и родителям ЕГЭ, который направлен не на получение знаний, а на «дрессировку». И предложил вернуться к традиционному экзамену, который позволит улучшить процесс обучения, чтобы дети в старших классах не готовились к тестам ЕГЭ, а спокойно учились и поступали в вузы.
– Мы исходим из того, что система ЕГЭ укрепляет развитие образовательного пространства и дает возможность жителям нашей страны поступать в вузы на равных условиях вне зависимости от места проживания, – отреагировало на инициативу депутатов Министерство образования и науки РФ в лице директора департамента информационной политики образовательного ведомства Андрея Емельянова.
«ЕГЭ даже при тех недостатках, которые есть, дает детям сразу возможность и школу закончить, и в вуз поступить», – считает научный руководитель по лицейским программам НИУ ВШЭ Наталья Любомирская, назвавшая идею отмены ЕГЭ «абсолютной глупостью».
Для министерских чиновников и отдельных представителей системы образования смысл Единого госэкзамена заключается в том, что ученик может закончить школу и поступить в вуз. И – ни единого слова о знаниях, получаемых учениками, с которыми они приходят на «ненавистный» ЕГЭ, ни намека на то, что на выходе много мы получаем откровенно слабых учеников. Да, с помощью репетиторов их «натаскали» на сдачу тестов, но, попав в вузы, они поражают низким уровнем знаний вузовских преподавателей. О том, что система подготовки к ЕГЭ убивает любовь к учению. Как раз в этом заключается «абсолютная глупость». И хотя, согласно опросам ВЦИОМ, большинство россиян поддерживают процедуру сдачи Единого госэкзамена, почему-то верится в это с трудом. Лично я, общаясь со многими педагогами, учениками, их родителями не первый год, ни от одного из них не слышала о ЕГЭ как о благе для всех. Может, не с теми разговаривала? Тогда почему за отмену ЕГЭ – президент Российской академии наук Александр Сергеев, глава Всероссийского фонда образования Сергей Комов? Вроде не последние в образовательной системе люди. Комов, к примеру, считает, что идея ЕГЭ полностью обанкротилась. «Вскоре после того, как Васильева стала министром образования, – сказал «Газете. RU» Сергей Константинович, – она попыталась реформировать систему ЕГЭ, однако реформированию этот экзамен уже не подлежит». По его мнению, в итоговой аттестации должны учитываться достижения учеников за годы обучения, участие в олимпиадах, а главное, в экзаменах должна быть устная и творческая составляющая, чтобы выпускники смогли научиться формулировать свои мысли. То, чего не дает тестовая форма ЕГЭ.
За отмену Единого госэкзамена выступает и выдающийся советский, грузинский и российский педагог, академик Академии педагогических наук СССР завлабораторией гуманной педагогики МГПУ Шалва Амонашвили. В своих заметках он пишет: «Мы просто обманываем детей, что их готовим к жизни. Мы их готовим к ЕГЭ. И это очень далеко от жизни». Тогда о чем спор? А спор еще предстоит. Кто победит в нем: «мастерская человечности» или «фабрика стандартизации ЕГЭшника»? Ответа на вопрос долго ждать не придется.