На Дону стартовал пилотный проект юридических онлайн-консультаций 

Участники проекта подписывают соглашение.

Дистанционное оказание гражданам правовой помощи специалистами различных ведомств организуется на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Они сегодня имеются в каждой территории. Но для начала новое дело предполагается обкатать. Что и будет сделано до конца года на базе МФЦ Аксайского, Белокалитвинского, Каменского и Мясниковского районов. Порядок реализации пилотного проекта был закреплен соответствующим соглашением участников – областных минсоцтруда и минстроя, а также Уполномоченного многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, Агентства жилищных программ плюс администраций четырех районов.

- Уникальность проекта «Правовая помощь онлайн» состоит не только в том,  что ранее подобные проекты нигде на территории страны не реализовывались, но и в том, что помощь могут получить любые категории граждан, - отметила заместитель председателя Законодательного собрания области -председатель комитета по законодательству Ирина РУКАВИШНИКОВА. – Жители Белокалитвинского, Мясниковского, Каменского и Аксайского районов могут обращаться в свои МФЦ, задавать интересующие их вопросы и тут же получать ответы в режиме онлайн. Без очередей, без бюрократических процедур. Нам кажется, что это очень хорошая форма оказания правовой помощи и поддержки населения. Если этот проект зарекомендует себя положительно и будет востребован жителями, то, возможно, в следующем году он приобретет уже статус постоянно действующего и расширит свою географию по всей территории Ростовской области…

По словам начальника управления инноваций в органах власти Бориса НОСКО, одна из главных особенностей проекта как раз и состоит в расширении доступности услуг и возможности получения гражданами необходимой правовой помощи напрямую:

– Проект работает по принципу экстерриториальности. То есть жители области могут записаться на видеоприем из любого муниципального образования области. У такой формы определенно большое будущее…

А по оценке заместителя председателя донского Законодательного собрания Сергея МИХАЛЕВА, ценность реализуемого проекта еще и в том, что он способствует укреплению связи властей любого уровня с населением:

– Этот по-настоящему важный проект позволяет сделать правовую помощь более доступной для маломобильных граждан и социально незащищенных слоев населения.

У этих людей нет возможности поехать в областной центр для получения правовой помощи. Такой формат получения консультаций может стать для них действительно востребованным.

– Мы готовы участвовать в проекте всем министерством – от юридической службы до любого специалиста.

Для нас это своеобразная практика и возможность пообщаться с человеком напрямую, максимально сократив время работы по его обращению, – говорит министр труда и социального развития области Елена ЕЛИСЕЕВА. – Более того, в процессе прямого видеообщения со специалистом он может задать любой дополнительный вопрос. И тут же получить на него ответ. Думаю, что данный проект – это замечательное новшество, которое мы охотно примем на вооружение…

Надо сказать, что ежегодно в донское минсоцтруда поступает 4,5–5 тысяч письменных обращений. Участие в проекте позволит снизить их количество. В том, что это действительно так, мы могли убедиться, побывав в день старта проекта в МФЦ Мясниковского района. Жители райцентра – села Чалтырь и других населенных пунктов района, будучи заранее оповещены о старте новой услуги, не только поспешили записаться на назначенный на этот день видеоприем к специалистам минсоцтруда, но и дали предложения по совершенствованию проекта. В частности, предложили расширить круг его участников.

– Называют прежде всего органы МВД и просят включить их в состав участников проекта, – рассказала директор МФЦ Мясниковского района Лариса ХЛИЯН.– Людей волнуют вопросы прописки, замены и получения паспортов. Едва успели открыть проект и оповестить жителей района, как пошли предложения. Значит, проект востребован. Пустой проект ведь никогда не получит развития…

Разумеется, привлечь структуры МВД, скажем, ту же миграционную службу – перспектива заманчивая. Другое дело, что федеральные ведомства далеко не во всех вопросах откликаются на предложения региональной власти и тем более муниципалитетов. Однако думается, если они увидят, как успешно работает проект, и тем более убедятся в том, какую экономию времени и средств он дает, то сами проявят интерес к донскому начинанию. 

Ну а пока очевидное внимание к проекту демонстрируют жители района. 

– Никогда раньше не думала, что смогу на столько вопросов получить ответ всего за несколько минут, – поделилась своими впечатлениями от общения со специалистом министерства труда и соцразвития Гоар Даглдиян.

Специалист министерства Елена Михайлова помогла ей, матери троих детей, самому старшему из которых уже 24 года, разобраться с особенностями получения материнского капитала. При этом и сама при возникновении затруднений в беседе консультировалась с коллегами. Как говорится, не отходя от веб-камеры…

– Поверьте моему опыту, новая форма быстро приживется, – убеждена директор Мясниковского МФЦ. – Не только оперативность тут важна. Она уже обеспечена за счет возможности СМС-общения с нашими специалистами на сайте МФЦ. Но людям надо, чтобы их не только услышали, не только прочитали их обращение, но и увидели их глаза. А они хотят видеть глаза того, кто их слушает. Хотят получить не просто сухой ответ, а, что называется, добрый совет от знающего человека…