Экономика и бизнес / №332 от 15 Ноября 2016 г.

Атоммаш: от банкрота до флагмана


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Три года назад трудно было представить, что флагман атомного машиностроения советской эпохи завод Атоммаш, переживший несколько банкротств в постсоветском периоде, станет крупнейшим машиностроительным предприятием Госкорпорации «Росатом».

Фото Славы СТЕПАНОВА

В обозримом будущем  ему прочат статус центра машиностроительного производства атомной отрасли России.

В 2012 году уникальное предприятие, объявленное банкротом, де-факто попало в структуру росатомовской инжиниринговой компании «АЭМ-технологии» (процесс приобретения де-юре завершится гораздо позже). Несмотря на то, что станочный парк на заводе был сохранен и находился в относительном порядке, он нуждался в довольно масштабной модернизации. Инвестиционная программа «трёхлетки» потянула на 2 млрд рублей. Это были консолидированные ресурсы «Росатома».

На сегодняшний день Атоммаш – единственное предприятие в стране, на котором изготавливают парогенераторы в сборе (парогенератор – не менее сложное изделие, чем реактор, в котором 11000 (!) труб змеевиков приваривают к коллекторам теплоносителя, а это 22 000 сварных соединений, и т.д.). Первый парогенератор, кстати, после перерыва в несколько десятилетий находился в производстве более 800 дней, что значительно превышало нормативные сроки. Чтобы «освежить» навык и опыт, специалисты Атоммаша ездили стажироваться на подольский машиностроительный завод. В свою очередь профессионалы из Подольска приезжали на Атоммаш и уже тут показывали мастер-класс, участвуя в сборке. Такое практическое сотрудничество принесло свой результат: второй парогенератор был сделан за 480 дней, то есть срок изготовления сократился почти вдвое. Сейчас на потоке находятся два комплекта, один из которых предназначен для второго блока Белорусской АЭС, начато изготовление двух комплектов парогенераторов для индийской атомной станции Куданкулам, первые заготовки уже поставлены на завод.

Генеральный директор компании «АЭМ-технологии» Игорь Котов освоение производства парогенераторов в сборе назвал одним из важнейших достижений Атоммаша, заметив при этом, что завод готов к изготовлению четырех комплектов ежегодно. Этого достаточно, чтобы удовлетворить потребности отрасли.

На заводе активно внедряются инновационные технологии: антикоррозийной наплавки, уменьшения количества сварных соединений в корпусе реактора и других. Это позволит увеличить гарантийный срок эксплуатации изделий до 100 лет (пока – 60). Весь этот комплекс мер обусловил рост производительности труда более 70 процентов только по сравнению с прошлым годом (!) и далее позволит решить одну из главных задач, стоящих перед коллективом атоммашевцев, – на треть сократить продолжительность основных производственных процессов.

В среднесрочной программе вновь ставшего флагманом атомного машиностроения Атоммаша – поставки реакторного оборудования для 12 энергоблоков для отечественных и зарубежных атомных станций. Для Курской АЭС завод изготовит реакторы нового поколения.

На предприятии выполняют заказы и для нефтехимической отрасли. В текущем году для газнефтехимической промышленности предполагается завершить изготовление двух больших колонн (13 метров в диаметре и длиной более 50 метров), трех комплектов металлоконструкций для больших портальных кранов. В ближайшей перспективе – изготовление ещё семи комплектов металлоконструкций кранов, а также свай для нефтедобывающих платформ «Лукойла».

Между тем, несмотря на столь динамичное «оживание» Атоммаша, полностью его производственные площади пока не загружены, что по понятным причинам не лучшим образом сказывается на экономике предприятия. Но и эта проблема находится в стадии решения. На площадку завода «Росатом» намерен переместить производство ЗАО «Атомтрубопроводмонтаж», специализирующееся на изготовлении фасонных элементов и блоков трубопроводов высокого и низкого давления для атомных, тепловых электростанций и объектов «Газпрома». Предполагается также, что Атоммаш поучаствует и в проекте госкорпорации по ветроэнергетике: на его производственных мощностях планируется производство ряда деталей для ветроэнергетических установок. В «Росатоме» также рассматривается возможность размещения производства оборудования машинного зала по французской технологии Arabelle совместным предприятием «Альстом-Атомэнергомаш». Есть планы создания индустриального парка на территории завода, что также позволит «загрузить» простаивающие пока площади и создать дополнительные рабочие места. Этот проект в настоящее время обсуждается с руководством Ростовской области.

За два последних года выручка Атоммаша выросла почти вдвое и составила 7 млрд рублей. Портфель заказов на ближайшие годы уже «потянул» на 57 млрд рублей. Увеличивается и объём налоговых поступлений в бюджеты области и Волгодонска. Если в прошлом году в областной бюджет было перечислено 270,5 млн рублей (налоговый период 2014 г.), то в 2016-м – 356,7 млн руб.(налоговый период 2015 г.). Соответственно в бюджет города – 86,5 и 109,2 млн рублей. Средняя зарплата работников Атоммаша (а их 2500 человек) составляет 39000 рублей.


Наталья Шелимова
Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
А ленточка-то зеленая!
В Сальском районе губернатор Ростовской области Василий ГОЛУБЕВ, председатель совета директоров Segezha Group Али УЗДЕНОВ и президент компании Михаил ...
Локомотив экономики Дона поразил иностранных гостей
Новочеркасский электровозостроительный завод посетили представители профессорско-преподавательского состава ведущих технических вузов России и зарубеж...
Меню для сазана
Евроазиатская граница в районе Весёловского водохранилища. Здесь с помощью маленькой рыбки собираются решить большие проблемы 
Награда «Ермаку»
Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ, входит в состав АО «Трансмашхолдинг») занял второе место в конкурсе ОАО «Российские железные дорог...
Дело Самодурова: зачем пилить опилки?
По обвинению в «мошенничестве, совершенном организованной группой либо в особо крупном размере» (ч. 4 ст. 159 УК РФ) в Москве арестован глава ассоциац...