Находясь в служебной командировке в Беларуси, ведущая рубрики «ЖКХ» не могла не воспользоваться случаем собрать информацию и по профильной теме: как здесь с коммунальными проблемами?
Фото/Видео: Людмила Мельникова
Замначальника управления ЖКХ Могилевского облисполкома Сергей Вашкевич рассказал мне об особенностях местного коммунхоза.
Здесь нет «бремени собственника»
В Могилеве, как и по всей Беларуси, большинство обслуживающих жилой фонд организаций принадлежат государству. Есть и частные фирмы, но не «управляющие компании» в российском понимании, а лишь выполняющие текущий ремонт и обслуживание коммуникаций. Явление не распространенное — они обслуживают максимум 2-5% всех домов, в крупных городах чуть побольше. Из 7 тысяч ТСЖ и ЖСК в Беларуси к услугам «частников» обращается лишь половина. Самостоятельно содержать свое имущество жители имеют право лишь когда в их доме не более 5 квартир.
— Дом полностью «коммерческий», люди инертны, обслуживание хромает.., — описываем типичную «болячку» российского ЖКХ. — Насколько вы вправе помочь жителям? Где в Беларуси проходит грань между полномочиями чиновниками и частной собственностью?
— Даже если в доме 100% квартир в частной собственности, это не освобождает горисполком (администрация города/муниципалитет. — Л.М.) от ответственности за него, — поясняет Сергей Леонидович. — Вплоть до полного управления домом со 100% приватизированного жилья, если жильцы не справляются с этим.
Такими полномочиями исполнительную власть наделяет новый Жилищный кодекс Беларуси, который был принят в феврале этого года — именно в этом заключается главное отличие этого закона от российского «тезки». «Бремя собственника», которое в России позволяет чиновникам отмахиваться от многих жалоб, для белорусских жителей не существует.
От контроля государства за содержанием дома не освобождает и создание жильцами товарищества собственников жилья. Кроме этого, к председателям ТСЖ и ЖСК здесь законодательно определены конкретные требования: среднее специальное или высшее техническое, экономическое или юридическое образование, обязанность (!) пройти специальное обучение по вопросам управления общим имуществом домов. Кандидатуру председателя ТСЖ должен согласовать местный исполком.
Коммунальные услуги
— По Конституции Беларуси недра и вода относятся к исключительной собственности страны, энергоресурсы также поставляются населению через гос.организации, — рассказывает Сергей Вашкевич. — Поэтому ценовая политика и контроль качества всех поставляемых населению коммунальных услуг — за государством. Исключение составляет разве что вывоз мусора, но эта сфера коммерческим структурам не особо выгодна: разве что в Минске есть пара таких частных фирм, но они занимаются больше переработкой твердых отходов.
Такой подход к форме собственности не всегда эффективен: как и в России, многие муниципальные коммунальщики — дотационные, расходы коммунальщиков покрываются из местных бюджетов. По заверениям замглавы Могилевского облисполкома, на населении напрямую это не сказывается, но иногда отвлекает деньги города или области от дополнительных работ по капремонту или ремонту дорог.
— С тарифами — понятно, а как вы боретесь за качество коммунальных услуг?
— В Беларуси население не оплачивает 100 % жилищных и коммунальных услуг, а лишь 12% от себестоимости, остальное – от местного исполкома. Поэтому как сопокупатель услуги мы имеем право в любой момент проверить ее качество. Если выявляем брак или получаем обоснованные жалобы от жителей, мы просто не платим свою часть стоимости услуги до исправления ситуации. Такой рычаг достаточно эффективен — в этом случае уже не имеет значения, частная это фирма или государственная.
Что такое «общедомовые потери»?
Если в разговоре с белорусским чиновником мы умудрялись заменять слова «горисполком» на «муниципалитет», а «управляющая организация» на «ЖЭУ», то аналогов термина «общедомовые потери» в Беларуси нет. Здесь жители оплачивают коммунальные услуги исключительно по квартирным счетчикам. Общедомовые приборы учета в домах стоят, но их используют сами коммунальщики для расчета потерь неучтенного расхода воды — эти потери потом вкладываются в себестоимость тарифа. Также по доле фактического потребления от общедомового счетчика платят те, кто не озаботился поставить прибор в квартире.
Возможно, эта коммунальная беда — общедомовые потери — в Беларуси все-таки тоже появится, но не скоро. Сейчас здесь только вводится подомовой учет затрат: как коммунальных ресурсов, так и потраченного на содержание дома. До недавнего времени вся отчетность проводилась территориально: учитывали лишь, сколько тратилось по районам города.
Социальные нормы и учет
Социальная норма потребления коммунальных ресурсов, которая вводится в Ростовской области в виде пилотного проекта, для белорусов не в новинку. С 2011 года они оплачивают по такому принципу за водоснабжение и водоотведение: норма определена в 140 литров в сутки на одного человека.
Трактовка этой соцнормы здесь отличается от российской. Как мы уже говорили, белорусам начисляли лишь 12% от себестоимости коммунальных услуг: эту льготу они получают не на все потребленное, а лишь на данную норму. Соцнорма назначается всем без каких-либо уточнений и «особых условий»: используй воду просто для бытовых нужд или поливай огород — она едина. В полном объеме по льготной цене сейчас платят многодетные семьи, а также инвалиды 1-й и 2-й групп. Все остальные оплачивают потребленное свыше этой нормы уже по экономически обоснованной цене — разница в разы! Мы прикинули по ценам: получается, что если житель Беларуси за месяц израсходует свыше соцнормы на один куб воды, за этот «излишек» он заплатит половину стоимости всей потребленной по соцнорме воды.
Минусом этой системы местные жители считают «привязку» к месту регистрации: такой чехарды с базой данных зарегистрированных, как мы наблюдаем в данный момент в Ростове, здесь и быть не может, но трудовая миграция в пределах страны достаточно высока — или перепрописывайся на временном месте пребывания, или плати за воду втрое дороже.
С этого года в Беларуси ввели и соцнорму на потребление электроэнергии. В Ростовской области недовольны схемой расчета объема социальной нормы: 96 кВт/ч на одного человека плюс 50 на второго члена семьи и по 20 кВт/ч на следующего. В Беларуси определен объем социальной нормы на всю семью вне зависимости от состава - в 150 кВт/ч для имеющих газовые плиты и 250 кВт для неоснащенных газом домовладений.
Дополнительно разделен и «излишек»: если семья «накрутила» до 400 кВт/ч, то за потребленное сверх нормы они будут платить на 30% дороже. А вот если ежемесячное потребление семьи свыше 400 кВт/ч, то заплатят они уже по реальной экономической стоимости — почти в 4 раза дороже, чем в пределах соцнормы.
Единственный вариант «обойти» эту систему начислений для белорусов — поставить «умные» квартирные счетчики, которые фиксируют время потребления электричества. С 22 до 17 часов тариф на электроэнергию для них даже ниже соцнормы, зато с 17 до 22 часов — почти в три раза выше; в этом случае понятие «социальная норма потребления» к ним не применяется вовсе.
Такой же подход и к оплате за газ: здесь соцнорма считается по потребленному за год, но, как признают сами местные жители, чтобы выйти за пределы «льготного объема», нужно очень постараться. Как и в начислениях за электричество, за потребленное до 3 000 куб. газа в год платят по льготе, до 5,5 тысячи куб. — с коэффициентом 1,3, а свыше — по экономически обоснованному тарифу.
Для самих местных жителей, с которыми удалось пообщаться за пару дней пребывания в республике, белорусская система ЖКХ кажется неидеальной: мы слышали и жалобы на нерасторопных сантехников, и многолетнюю очередь на капитальный ремонт. Да и цены на коммунальные услуги при невысоких заработных платах, особенно бюджетников, белорусы считают высокими. Но услышав про среднюю стоимость квитанции в России, задумчиво чешут в затылках и сопоставляют. Даже если принять за среднюю зарплату в Беларуси в 5 тысяч российских рублей, а среднюю в России — в 15 тысяч, за коммуналку в «стране, где из-под каждого куста нефть бьет» платят существенно дороже.
(продолжение следует)