В редакцию газеты «Наше время» Людмила Григорова обратилась как в последнюю инстанцию. Казалось бы, мелочь – нужно исправить слив на балконе, который после капремонта фасада дома по пр. Театральный, 40-42/2 перестал справляться с осадками. Но вот уже пару лет она добиться этого не может.
Как рассказала Людмила Васильевна, до капремонта таких проблем не было: вся вода после дождя уходила по уклону балконной плиты в сливное отверстие, которое было элементом ажурного декора ее балкона. «Во время ремонта строители укрепили плиту и гидроизолировали – они мне так объяснили, – вспоминает сейчас наша читательница. – Залили бетоном, закрыв прежний слив, взамен сделали небольшую дырку в полу балкона. А в нее вставили трубочку».
Такой водосток подрядчики капремонта сделали на всех «парадных» балконах дома, выходящих на Театральную площадь. Устроило это не всех – возмутились соседи, живущие в квартире под балконами Людмилы Васильевны: дождевая вода забрызгивала их окна. Идя им навстречу, подрядчик «модернизировал» слив на балконах Григоровой – удлинил трубки и вывел их под углом подальше от окон ее соседей. «Теперь, как только трубка заиливается или забивается листвой и птичьим пометом, мне приходится ее пробивать, – демонстрирует двухметровый тонкий шест Людмила Васильевна. – Получается с трудом». Даже после небольшого дождя на балконе – лужа, которую пенсионерка вынуждена вычерпывать вручную. Во время ливней вода на балконе стекает через ажурную оградку, портя свеженанесенную штукатурку. Особенно сложно нашей читательнице зимой – трубка промерзает, и талая вода может хлынуть в комнаты: после гидроизоляции уклон балконной плиты исчез, плита оказалась вровень с полом жилых комнат. А застеклить балкон нельзя – испортится парадный фасад известного в городе «дома у стеллы».
С просьбой исправить ситуацию Людмила Васильевна обращалась к подрядчику – ООО «Спецстройподъем»: рабочие приходили несколько раз, но принципиально ничего не изменили. В администрации Пролетарского района, куда по советской еще привычке обратилась наша читательница, пожилой женщине ответили: стороной договора по проведению капремонта администрация не являлась, поэтому и повлиять на качество работ не может – отправили в ростовский Фонд капремонта как к заказчику работ. Однако в самом Фонде пояснили: все капитальные работы по ремонту фасада были выполнены в полном объеме и приняты представителями жильцов – пробивать засорившийся сток нужно за счет текущего ремонта. В Госжилинспеции РО акцентировали: еще не истек пятилетний гарантийный срок по строительным работам – через ТСЖ, с которым у подрядчиков был договор, можно потребовать исправить ситуацию. Однако председатель ТСЖ жалобу Людмилы Григоровой принимать отказалась: «Сказала, что это не проблема ТСЖ и решать ее за счет других жильцов не будут, – разводит руками наша читательница. – А теперь – как? Куда еще обратиться?..»
Исправить проблему нашей читательницы – работы на полдня. Нужно сделать более внятный уклон балконной плиты в сторону стока, чтобы не скапливались лужи. Расширить само сливное отверстие. И отрегулировать угол кривизны водоотводной трубки – такое «ноу-хау» на балконах мы больше нигде не заметили, везде – малозаметные короткие прямые трубки. Вот только кто этим должен заняться?
«В любом случае первая инстанция – это ТСЖ, которое является представителем интересов жителей перед подрядчиком и Фондом капремонта, – поясняют юристы. – Председатель не имела права отказать жильцу в приеме жалобы: должна была принять заявление, зарегистрировать и письменно ответить на него». Поэтому Людмиле Васильевне рекомендуют повторно обратиться с письменным заявлением в правление ТСЖ в двух экземплярах: один сдать, а на втором потребовать поставить дату и номер входящего. В случае отказа – привлечь свидетелей и составить акт, который нужно отправить в ГЖИ РО, а пока жилищные инспекторы разбираются – переслать жалобу заказным письмом с описью и уведомлением о вручении. Также юристы советуют постараться привлечь к решению этой проблемы заказчика – Фонд капремонта: в штате этой организации есть специалисты, которые могут оценить качество выполненных на балконе нашей читательницы работ и повлиять на подрядчика.
В крайнем случае, Людмила Васильевна вправе заказать строительную экспертизу, чтобы оценить состояние сливной системы на ее балконе и качество проведенных здесь работ. А на основании полученных результатов – обратиться в суд. По мнению юристов, ответчиками на таком процессе в равной степени будут выступать и фирма-подрядчик, и ТСЖ, и Фонд капремонта. Займет такой вариант немало сил и средств на услуги экспертов и адвокатов – куда больше, чем просто на исправление слива…
ВОЗНИКШАЯ у нашей читательницы проблема – это прямое следствие конфликта, вспыхнувшего между жильцами и руководством ТСЖ «Театральный» из-за проведенного здесь в 2014 году капремонта. Мы писали об этой ситуации в материалах «Ну подделка, и что?…» от 11.02.2016 и «Кому он нужен, этот кодекс…» от 5. 04. 2016. Напомним: часть жильцов дома по пр. Театральный, 40-42/2 сочли ремонт фасада, крыши и коммуникаций старого здания навязанной им услугой. Они настаивают: хотя принципиальное согласие на капремонт действительно было, окончательную стоимость и конкретный перечень работ по дому с ними не согласовали, контролера работ от жильцов они не выбирали.
В судебном порядке члены инициативной группы оспорили протокол общедомового собрания, на основании которого было выделено более 50 миллионов рублей на капитальные работы. Судебное решение о признании этого документа недействительным вступило в силу и… ничего не произошло: чиновники и надзорные инстанции сочли это незначительным нарушением. «Капремонт выполнен в полном объеме, работы приняты представителем жильцов, в случае недочетов – есть пятилетний гарантийный срок», – отвечали нам на все запросы. Это же сейчас слышит и Людмила Васильевна в ответ на свои жалобы по поводу неработающего стока на балконе…
…В данный момент этот конфликт еще в самом разгаре: «оппозиция» лишена жилищных субсидий, так как отказывается платить за капремонт, и в свою очередь пытается добиться возбуждения уголовного дела. «Протокол собрания собственников, на который ссылаются в ответах из всех инстанций, признан судом недействительным. Но не сфальсифицированным – это должно быть отдельное, уже уголовное производство, – поясняет член инициативной группы Вера Голикова. – Обратились в полицию – отказ. Пожаловались в прокуратуру – вернули на доследование. И так уже пятый раз! Раньше нас футболили по жилищным инстанциям, теперь – по правоохранительным».
Разбирательства по данному вопросу явно будут длиться еще долгие годы. Для жителей дело не только в принципе – что им делать, если со временем в доме выявятся более существенные, чем неработающий сток, проблемы? Ведь «капитальный ремонт в доме был выполнен в полном объеме…»
Вчера вечером наш корреспондент Людмила Мельникова получила ответ из Ростовского областного фонда содействия капитальному ремонту. Фонд, учитывая преклонный возраст Л. Григоровой, в ближайшее время обратится к подрядчику с просьбой об оказании помощи в устранении возникшей проблемы.