На этой неделе смысл слова «челендж» узнали многие взрослые, даже мало интересующиеся жизнью интернет-сообществ.
Виктор Боргер из поселка Степного Аксайского района ушел из дома и не вернулся. Родители начали бить тревогу. Помимо полиции, в поисках приняли участие активисты общественной организации «Лиза Алерт», сообщение о пропаже подростка быстро разлетелось по социальным сетям… Вечером 13 января новость о том, что мальчик нашелся, облетела область.
А потом настоящий шок вызвало растиражированное сообщение об участии Виктора и еще нескольких детей из Ростовской области в так называемом «челендже». Есть такое движение в Интернете: подростки уходят из дома, сообщают об этом в сети, эстафету подхватывает следующий беглец, следующий…
Информация о том, что Виктор – участник «челенджа», никак не подтверждена. Говорят о том, что у его поступка были совсем другие причины. Другие с этом не соглашаются, считая, что мальчик все-таки стал жертвой «челенджа»… Но сейчас не о том.
Сама тема участия детей в подобных «забавах» оказалась очень близка многим жителям области. В сообществах нашей газеты участниками дискуссии стали в основном родители, которые не только примерили на себя ситуацию, но и задумались, как поговорить об этом с ребенком.
Елена Стасько: «Я не думаю, что мой знает об этом что-нибудь. Начну говорить, а он решит принять участие».
Подобные рассуждения встречались нередко. К каждому такому комментарию хочется большими буквами приписать: «ВАШ РЕБЕНОК - В ЗОНЕ РИСКА». Даже если у него нет доступа в Интернет, если он не зарегистрирован в соцсетях – он ходит в школу, и мнение сверстников для него имеет вес.
Очень впечатлила история Оксаны Берг: «Сыну 6 лет, недавно подошел ко мне и говорит: «Посмотри, мама, как смешно». Смотрю с ним видео с «Ютуба», там блогер выполняет задания, которые ему предлагают подписчики его видеоблога. Сначала его с ног до головы скотчем обмотали и оставили в таком состоянии, следующее более-менее безобидное задание – пройти по улице в трусах. А больше всего шокировало предложение разозлить собаку, чтобы она его покусала. Больше мне видео с «Ютуба» не кажутся безобидными. Во-первых, ребенку это кажется смешным; во-вторых, он же перестает оценивать реальную опасность и, главное, принимает правила игры! То есть считает, что такие «игры» допустимы. Девочки, наблюдайте, что смотрят ваши дети в «Ютубе», это могут быть не только мультфильмы и развивайки…».
Когда определились, что говорить с детьми на эту тему следует, встал вопрос, КАК это делать?
Мы выделили основные предложения. На наш взгляд, получилась хорошая памятка.
Как выиграть борьбу с интернет-провокациями
Говорить об этом нужно, даже если ребенок имеет доступ к Интернету только для просмотра развивающих мультиков и игр (сообщества и блогеры рекламируют себя в разных видео и на страницах детских игр в том числе).
Света Дроздова: «Будьте внимательнее к своим детям! Дети будут маленькими один раз, а работа никуда не денется! Участвуйте в их жизни, спрашивайте ежедневно, как прошел его день, пусть он чувствует вашу любовь и заботу!»
Евгения Железниченко: «Это нам так удобно, чтобы сидел ребенок, игрался в планшетик, мультики смотрел, кажется, дома он в безопасности. Но он не дома, он в Интернете! Занимайтесь с детьми и занимайте их время спортом, танцами, ИЗО».
Настя Беленькая: «Вы подумайте, почему они из зрителей становятся участниками «челенджей»: это от скуки или желания прославиться? Объясните детям – их кумиры-блогеры зарабатывают деньги на их просмотрах, а когда дети принимают даже самое маленькое участие – фотку размещают с известными хештегами - они добавляют популярности своим кумирам, и те зарабатывают еще больше».
Наталья Ищенко: «Запретить смотреть невозможно, это современная субкультура. Запретами только вызовите интерес. Нужно помочь сформировать свое мнение, показать разницу между наблюдателем и участником. Когда детям попадаются такие видео, обсуждаю вместе с ними и рассказываю о реальных последствиях».
Максим Рэй: «Это же модно, а против моды может выступить только классика. Выделите время на семейный просмотр и обсуждение классики кино и мультфильмов, обязательно обсуждайте. Это поможет отделять зерна от плевел. В борьбе вкуса и следования моде первый всегда побеждает».
Лиза Пашкова: «Поговорила с дочкой сегодня. Не ругала, не запрещала, а спрашивала, что она думает об этом? Для чего это делают другие? Насколько далеко она готова была зайти? Очень интересный получился разговор. Не знаете, с чего начать разговор, – попросите ребенка рассказать об этом. Узнаете много нового!»
Яна Потоцкая: «Эти родители, которые участвуют в «Вызов принят», раздражают. То попкорном вместе с детьми запихиваются, то сырые яйца в банку кидают - и все с детьми. Каждый раз ребенку приходится объяснять – это оттого, что они другого не умеют, давай снимем видео о том, что мы умеем делать хорошего. Потом мы решаем, чему будем учиться, а когда научимся, снимем видео. Мы так уже освоили оригами, выпечку, изготовление мыла. А за занятиями пропадает желание участвовать в бредовых вызовах».