Экспресс на железной дороге всегда звучал гордо. Помнится, как в далекие теперь предвоенные годы к станции, близ которой мы жили, на всех парах, сверкая огнями, подлетал дальневосточный экспресс. По нему можно было проверять часы, а в спальных вагонах царило подлинное великолепие. В просторные купе, где на мягких диванах располагались пассажиры, предупредительный проводник приносил на белой салфетке пахучий чай в мельхиоровых подстаканниках…
Нынче особой разницы в скорости и фешенебельности между экспрессом и другими поездами нет. В скорости, но не в цене. Полированное дерево и металл сменил пластик, к которому прибавились обязательные (не у всех) кондиционеры и биотуалеты. Чай, правда, носят. Но теперь он не заварной, а в пакетиках. И еще в недалеком прошлом была возможность во всех вагонах спать лежа, а не сидя. Теперь в некоторых экспрессах, курсирующих по СКЖД, она напрочь отпала. В том числе на маршруте Ростов-на-Дону – Кисловодск. Произошло это с началом курортного сезона и связано с заменой вагонов для отечественной электрички на знаменитую «Ласточку» немецкого производства.
«Ласточка» стала памятным атрибутом Сочинской Олимпиады. Обтекаемые ярко-красные поезда связали город-курорт с горными снежными трассами, где проходили незабываемые спортивные ристалища. Скоростные составы, состоящие из пяти комфортабельных вагонов для поездок на короткие расстояния блестяще решили проблему доставки болельщиков к местам, где проходили состязания.
Но Олимпиада закончилась, болельщики разъехались, а «Ласточки» остались. Летом их, как рассказывают, в общем-то, задействовали в качестве электричек, но с большим разрывом во времени, на участке Туапсе – Адлер. А в межсезонье они стали на прикол. Их надо было использовать. Но как? Часть задействовали как пригородные электропоезда близ больших городов. Остальным была уготована судьба экспрессов на довольно дальние маршруты, к которым их явно не готовили в пользующейся высокой репутацией во всем мире фирме «Сименс».
Ростовчане давно, как говорится, освоили Кавказские Минеральные Воды. Ездят сюда и зимой, и летом. И не только из-за целительных вод и грязей. Черноморские курорты многим бюджетникам, не говоря уже о пенсионерах, не по карману. Цены же на питание в Пятигорске и других городах Кавминвод (проверено лично) даже ниже, чем в Ростове, да и жилье в частном секторе сравнительно недорогое. Эта категория лиц и ездила на состоящем из вагонов пригородных электропоездов пассажирском поезде. В межсезонье билеты на него стоили в районе 500 рублей. Под праздники и в разгар сезона цена поднималась рублей до 800. Те, кто победней, пережидали эти дни. Поездка до Пятигорска длилась около семи часов. Если бы не долгая остановка в Минводах, можно было бы доехать побыстрее. Но небогатые пассажиры за сравнительно недорогие билеты многое прощают железнодорожникам. Увы, теперь это в прошлом. С приходом «Ласточки» многое, как считают пассажиры маршрута Ростов – Кисловодск, для них изменилось не в лучшую сторону.
Первое и главное – чуть ли не в три раза подорожали билеты в экономклассе. Их стоимость увеличилась по сравнению с минимальной почти в три раза и летом достигла без малого полутора тысяч рублей. За порогом допустимого, по мнению пассажиров, оказался бизнес-класс. Цена билета в первый вагон, где он находится, достигла почти трех тысяч рублей. Как правило, этот вагон пустует, и во время поездки я, кроме начальника поезда и охранника, в нем никого не застал.
Спору нет, вагоны у немецкой «Ласточки», конечно, лучше, чем у отечественной электрички. В Краснодарском крае по одним и тем же маршрутам и с одинаковыми ценами на билеты ходят и те, и другие. Предпочтение, естественно, отдается лучшему. Но выбор есть. У ростовчан и жителей Кавминвод он отсутствует. Экспресс вытеснил электричку. Но о ней вспоминают по-доброму и с полным на то основанием считают, что прежде многое было лучше, чем в нынешнем не в меру разрекламированном поезде.
Новый состав прибывает в пункт назначения более чем на час быстрее своего предшественника. Но по нынешнему пути особенно не разгонишься. Об этом можно судить по светящемуся табло в каждом вагоне. На прямых участках скорость достигает 130 километров. Но там, где дорога делает закругления, скорость резко падает и, случается, едва поднимается до 40 километров.
На СКЖД не нашли ничего лучшего, как добиться скоростного режима за счет сокращения времени на остановках. Теперь даже на крупных станциях они составляют… одну минуту. Можете представить себе пенсионеров, женщин с детьми, инвалидов, которым надо спуститься или подняться по крутой, выдвигающейся на время остановки лестнице без перил. Начальнику поезда не остается ничего другого, как выходить на перрон и подавать машинисту команду на отправление.
Могу судить по себе – пожилым людям и так называемым маломобильным группам населения не позавидуешь.
На пять вагонов поезда, видимо, в целях экономии, всего три проводника. Посадка, как и высадка, идет в три вагона. В том числе и первый, в котором никто не едет. Вот и приходится многим пассажирам во время движения поезда переходить из вагона в вагон в поиске своего места.
Поезд идет из Ростова в Кисловодск более шести часов. Без посещения туалета обойтись трудно. Но в поезде их всего два и расположены они в первом и последнем вагонах. И это на 366 человек! В обычном экспрессе на один туалет «приходится» в несколько раз меньше пассажиров! И не спасает то, что в каждом туалете по два унитаза. Очереди стоят, как говорится, всю дорогу.
В общем, недочетов при дорогих билетах хоть отбавляй. Даже чай подают пакетированный в небольших бумажных стаканчиках. Правда, с рисунками. Может, для утешения.
Опросил пассажиров – большинство так называемым экспрессом недовольны. Но железнодорожники ссылаются на Москву. Де, там решают. Помалкивает и антимонопольная служба. Как будто не замечает, что путешествующих по этому участку дороги ростовчан и жителей Кавминвод лишили выбора. Что не сделали на Кубани. Где километраж от Краснодара до Ростова в два раза меньше, а ходят и «Ласточка», и электричка. Так что хоть и с запозданием, надо подумать об обиженных. У людей-то в России равные права.
Олег ВОЛЯ