Как и многие другие пенсионеры, я стал жертвой банковского обмана
Я – ветеран боевых действий, военный пенсионер. И никогда не думал, что придет день, когда мне придется участвовать в еще одной войне. На этот раз – с ушлыми банкирами.
Моя невеселая история началась почти год назад, когда я оформил кредит в офисе ПАО «СКБ-Банк». При оформлении мне назвали величину процентной ставки – 24,89 %. Прикинул размер регулярных выплат, он меня удовлетворил, и договор займа с банком я заключил. Оформил кредит в сумме 280000 рублей. Нетрудно подсчитать, что по займу я должен был вернуть 349692 рубля. Однако на деле сумма возврата оказалась на полста с лишним тысяч больше.
Когда дома в спокойной обстановке стал разбираться, выяснилось, что «накрутили» сумму возврата мне на разного рода страховых сборах: на случай смерти или инвалидности, на случай временной утраты трудоспособности (это при том, что я, будучи уже десять лет на пенсии, не работаю!), и т. д., и т. п.
Самое интересное, что все эти страховки вычли из тела кредита. Так что когда я пришел за деньгами, то на руки вместо 280 тысяч получил только 228. Но при этом – внимание! – проценты по возврату мне начислили с учетом полной страховой суммы, приплюсовав ее к основному кредиту. Так что вернуть я должен был не 349692 рубля, как предполагал, а 486183 рубля да еще и 71 копейку в придачу... Нетрудно подсчитать, что кредит мне обошелся почти в 47% – то есть фактически проценты выросли почти вдвое против оговоренного.
Вот тогда и началась моя война с банкирами. И, вопреки расхожим представлениям, далеко не безуспешная. В конце августа этого года Управление Роспотребнадзора по Ростовской области признало СКБ-Банк виновным в административном правонарушении. А именно: в нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге и во включении в договор условий, заведомо ущемляющих права потребителя. По этому делу я выступил в качестве потерпевшего.
За названные нарушения Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен штраф. Его и назначили банку, обязав последний уплатить в общей сумме 15000 рублей. Не бог весть какие траты для банка, но моральное удовлетворение налицо... Роспотребнадзору при проверке удалось доказать факт навязывания мне дополнительных страховых услуг без моего на них согласия. Во всяком случае, в кредитном договоре, как и следовало ожидать, о нем ничего не сказано.
А вот судебные решения на этот счет, принятые самыми высокими судебными инстанциями, имеются. Высший Арбитражный суд еще в 2008 году запретил банкам навязывать заемщикам дополнительные виды страхования. А год спустя признал незаконным взимание комиссий за открытие и ведение ссудных счетов при выдаче кредитов.
Борьбу с навязыванием банковской страховки вели и ведут Федеральная антимонопольная служба и Роспотребнадзор. Правда, приходится признать, пока без особых успехов. Так что решение по моему делу можно считать одной из первых, пусть и небольших, но побед
Налицо и неверный расчет стоимости кредита, в результате чего она превышает ту, что соответствует записанной в договоре процентной ставке. И наконец – классический прием! – мелкий шрифт, которым набраны условия кредита. На юридическом языке это называется «ненадлежащее доведение до сведения заемщика информации о кредите». Помимо прочего, это еще и нарушает Закон о защите прав потребителей и Санитарные правила и нормативы, регламентирующие гигиенические требования к печатным изданиям для взрослых.
Для чего я пишу все это? Исключительно для того, чтобы поделиться, так сказать, опытом. Надеюсь, граждане, познакомившись с этим моим письмом в редакцию, сделают выводы из моих ошибок и будут при оформлении кредита более внимательны, нежели я. Как говорится, предупрежден – значит, вооружен.
Сергей ЖАБОТИНСКИЙ
Ростов-на-Дону
ОТ РЕДАКЦИИ. Прислав нам такое письмо, наш читатель предложил завести в газете специальную рубрику, под которой публиковать материалы по своего рода финансовой безопасности. Предложение весьма своевременное, так что будем считать данную публикацию первой в такой рубрике.