Визит ростовчанки Клавдии Ивановны* в медицинский центр «Афина» для прохождения «бесплатного обследования» здоровья обошелся ей в сумму около 100 тысяч рублей. После такого «оздоровления» она подала иск в суд.
В августе 2017 года пенсионерке позвонили с предложением бесплатно пройти обследование в медицинском центре «Афина». Женщину уверили, что ей выделена квота на бесплатную диагностику. Поскольку Клавдия Ивановна незадолго до этого получила полис ОМС (обязательного медицинского страхования), то решила, что это предложение – забота о ней страховой компании.
В медицинском центре «Афина», куда клиентка пришла с полным доверием, ей в устной форме предложили оздоровительные процедуры для костной системы, сосудов на ногах и очищение печени. Напомнили о том, как важно уделять внимание своевременной диагностике в ее возрасте. Расспрашивая пожилую женщину о состоянии ее здоровья, рассказывая ей о чудесах оздоровительной программы, демонстрируя косметику фирмы Herbs of Kedem, сотрудники медицинского центра предлагали ей на подпись какие-то бумаги, которые она подписала без сомнений.
Только дома Клавдия Ивановна осознала, что приобрела у индивидуального предпринимателя Усванова П.С. две баночки с косметическими кремами, напиток чайный травяной и 58 прилагающихся к крему косметических процедур за… 98 040 рублей. Да еще и по кредитному договору с банком ПАО «Восточный экспресс Банк» под 26,9 % годовых! Договор она, как оказалось, тоже подписала…
Напрасно пыталась пенсионерка уговорить сотрудников медицинского центра «Афина», самого предпринимателя, банк расторгнуть договор купли-продажи косметических средств. Везде она получила отказ. Женщина обратилась в суд.
В исковом заявлении она просила не только расторгнуть договор, но и взыскать в ее пользу 98 040 рублей, убытки в виде уплаченных в банк процентов – 8 575,23 рублей, а также компенсацию морального вреда – 50 000 рублей.
Однако потерпела неудачу – Ленинский районный суд Ростова отказал ей в удовлетворении иска.
Тогда Клавдия Ивановна подала апелляционную жалобу. Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда внимательно проанализировала материалы дела и пришла к выводу, что индивидуальный предприниматель нарушил закон «О защите прав потребителей». В медицинском центре Клавдии Ивановне рассказали только о положительных свойствах предлагаемых товаров, не упомянув об их реальных характеристиках: цену кремов и наличие дорогостоящих процедур, которые автоматически входили в «пакет услуг». Если бы клиентка располагала всей информацией, у нее была бы возможность выбора – купить товар за 98 тысяч рублей или отказаться от покупки. Однако сотрудники медицинского центра не довели до клиентки эту информацию в доступной ей форме. Не подозревала она и о том, что заключила с банком кредитный договор... Получается, что, совершая покупку, женщина даже не знала, что конкретно она приобретает и по какой цене. Между тем разъяснить все тонкости в форме, доступной для понимания клиентов, – обязанность продавца.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда отменила решение коллег из Ленинского районного суда и приняла новое решение, которым расторгла договор розничной купли-продажи, заключенный между Клавдией Ивановной и ИП Усвановым П.С. С индивидуального предпринимателя в пользу пенсионерки будет взыскано 98 040 рублей, убытки – в сумме 8575,23 рублей, компенсация морального вреда – 1 000 рублей и штраф в связи с невыполнением требований клиентки в добровольном порядке – 53807,61 рублей.
Кроме этого, индивидуальный предприниматель заплатит в доход местного бюджета еще и госпошлину – 3632,30 рублей.
* Имя и отчество потерпевшей изменено.