Чем еврейская гимназия «Ор Авенер – Свет Знаний» отличается от обычных школ?
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Частная и бесплатная
Гимназия «Ор Авенер» появилась более 20 лет назад благодаря международному благотворительному фонду с одноименным названием Само обучение здесь бесплатное. Правда, родители платят по пять тысяч рублей в месяц за питание и доставку детей. Даже школьные поездки к значимым для евреев местам, в том числе в дальнее зарубежье, оплачивает фонд.
В классах – от 3 до 11 человек. Всего на 72 учащихся – 26 педагогов. Согласитесь, условия – отличные, тем более что дети могут оставаться в гимназии целый день. И принимают, говорят, здесь всех желающих. Почему же обучающихся в гимназии немного?
Лишний мальчик в большой семье
Изучать еврейскую традицию, историю и иврит, помимо общешкольной программы, готовы не все. Поэтому большинство гимназистов, конечно, имеют еврейские корни. На музыке они изучают еврейские песни, на занятиях по хореографии – еврейские танцы, библиотека наполовину состоит из книг на иврите, а в столовой имеется два комплекта посуды – для мясного и молочного.
– За те семь лет, что работаю в школе, – рассказывает директор гимназии Ирина Николаевна Чеберяк, – отказалась принять только одного мальчика. Его мама считала, что, придя сюда из обычной школы, ребенок вдруг станет идеальным, как сын ее знакомых, и ей было все равно, что ребенок будет впитывать чуждую ему культуру. Нет, мы за то, чтобы дети знакомились с историей еврейского народа, но родители должны отдавать в этом себе отчет, понимать, на что они идут. Эта мама не понимала. Хотя на самом деле мы изучаем и культуры других народов, просто еврейскую традицию – куда детальней.
В гимназии все безбоязненно, свободно общаются друг с другом. Даже ученики к директору, если он не занят, могут зайти в любое время. Дети находятся в постоянном личном контакте с учителями. Они им доверяют. Доверяют учителям и родители. Гимназия похожа на большой семейный коллектив. Здесь нет «группировок», старшие помогают младшим. Хотя, что и говорить, проблемы не обошли стороной и эту школу.
Телефон – на экстренный случай
Например, не чужда гимназистам любовь к гаджетам. Два года боролись в гимназии за то, чтобы ученики отрывались от экранов телефонов. В итоге на общешкольном родительском собрании решили: забирать телефоны, как только дети переступят порог школы. Первый год было тяжело. Теперь к такому порядку все привыкли. Сегодня даже телефоны не забирают. Ученики пользуются ими в стенах заведения только в экстренных случаях. И лишь у самых отъявленных «гаджетоманов», кто, известно, с телефонами спит, их отнимают по-прежнему.
Столкнулись здесь и еще с одной не самой приятной тенденцией нашего времени: современные дети стали хуже рассуждать. Причину педагоги гимназии видят в том числе и в современной системе образования, в сдаче ЕГЭ. Обучение, так или иначе, во многом сегодня сводится к натаскиванию на конкретный результат, в итоге дети вынуждены рассуждать и говорить меньше.
Однако в целом у школы высокие показатели успеваемости. Дети и учителя побеждают как на общешкольных соревнованиях, так и на тех, что устраиваются для еврейских школ. Продолжить образование после гимназии ее выпускники могут в учебных заведениях нашей страны, в том числе в московском институте «Махон Хамеш» или в Израиле.
Напоследок не могла не спросить:
– Может быть, цель школы – отбирать умных детей с еврейскими корнями и потом отправлять их в Израиль?
– Нет, – опровергла мою мысль Ирина Николаевна. – И хотя сегодня наши выпускники живут по всему миру, большая их часть осталась в России.