Ученые утверждают: у каждого из нас есть свой хронологический, реальный, интеллектуальный, физический, эмоциональный возраст. И как эти, скажем, возрасты в нас гармонируют, так мы себя и ощущаем.
Нам столько, насколько мы себя ощущаем
– То есть мы разновозрастные? – спрашиваю Ирину АБАКУМОВУ.
– Конечно. И мы меняемся. Скажем, интеллект. Как правило, мы привыкли отмечать в человеке высокий уровень интеллекта или, напротив, низкий. При этом мы часто забываем, что уровень интеллекта – это не раз и навсегда данная нам способность, что у нас есть периоды интеллектуального расцвета и интеллектуального спада. Кстати, в отношении некоторых профессий существуют тенденция позднего интеллектуального развития. К примеру, гениальных философов в тридцать лет очень мало, значительно больше их после 50. Возьмем педагогическую сферу деятельности. С одной стороны, нам хочется, чтобы в школу приходили молодые, энергичные учителя, с другой – результаты исследований в психологии, педагогике показывают, что педагогические способности должны созреть в душе человека, и в действительности педагогический расцвет преподавателя, особенно вузовского, наступает после 50. Тот, которому сейчас 25 лет, должен пройти все стадии профессионального становления, которые преодолел профессор в возрасте, создавший, как сегодня говорят, свой интеллектуальный продукт, и теперь может качественно его транслировать, а не просто прийти и пересказать чужую книгу. Это очень важный момент, связанный с возрастными особенностями.
– Сам по себе возраст не давит на человека?
– У каждого по-разному. На кого-то давит, у кого-то в связи с определенным возрастом может даже случиться жизненный кризис. Очень много переменных моментов, которые определяют то или иное состояние человека, наличие или отсутствие у него какой-либо жизненной цели. Тот же профессор все время созидает. И к тому интеллектуальному продукту, который он уже создал, хочет еще что-то добавить. Известный австрийский психолог В. Франкл называл это состояние экзистенциальной, высшей целью. Когда ты думаешь на опережение, у тебя не будет ни разочарования, ни отчаяния. Скорее всего, этот жизненный кризис, когда ты понимаешь, что основная жизнь позади, будет не так больно переживаться. Но если вдруг в жизни что-то меняется и цели нет, тогда, конечно же, вероятность того, что человек впадет в депрессию, возрастает. У него начнутся различные деструктивные настроения.
– А если придумать цель?
– Это очень важно. Есть даже специальная методика, которая помогает людям придумать цель, найти ее. Тот же В. Франкл во время Второй мировой войны был в концентрационном лагере, где погибли его родители, жена. Но он выжил благодаря тому, что настраивал себя на положительные чувства. Он придумал себе цель: выйти из концлагеря и написать книгу о переживаниях людей в невыносимых ситуациях лагеря. В своей книге он написал, что выжил только благодаря тому, что у него была такая пролонгированная, отсроченная цель.
Пристрастия души
Сейчас в зарубежных странах и в России появляются общественные движения, которые помогают людям третьего возраста найти какие-то новые цели и ценности. Кстати, у нас, в ДГТУ, есть прекрасные начинания – детский, родительский университеты. И открыт еще один – университет людей третьего возраста. В нем занимаются те, кто в молодости не реализовал свои мечты, и теперь, будучи уже достаточно зрелыми, приходят в университет. Они учатся по вечерам, в выходные дни, приобретая какие-то новые профессиональные знания, общаясь с такими же людьми, которые попали в аналогичную ситуацию. Это, кстати говоря, хорошая система поддержки пожилых.
– То есть человек не чувствует себя оторванным от социума?
– Сам по себе социум ничего не даст. Должно быть эмоциональное созвучие. Как в психологии говорят, сходство пристрастия души. Люди, которые приходят в университет третьего возраста, получают здесь больше, чем просто какую-то новую информацию, они находят здесь единомышленников.
– Но и в этом случае пожилому человеку надо переступить через какие-то свои привычки, «возрастную пришибленность», что ли.
– Безусловно. За рубежом существует теория так называемой двойственной карьеры, когда в 40 лет человек идет и приобретает какую-то новую специальность, многое меняет в себе. Он как бы проживает еще одну жизнь. Для нашего общества это мало свойственно. Если мы узнаем, что человек в 40 лет оставил специальность, отрекся от своих идей, тут же говорим, что у него ничего не получалось и вообще все плохо, поэтому он вынужден искать какую-то новую стратегию. А на самом деле это может быть совсем не так. Примеров возрастных людей, сумевших стать выше обстоятельств, немало. Их надо тиражировать. И, конечно, говоря о людях старшего поколения, мы лишний раз должны акцентировать внимание на семье. Все-таки тот человек, у которого есть семья, в большей степени защищен от невзгод, чем тот, у кого ее нет. Вроде бы все это знают, но в реальности… Недавно у нас в университете выступал с лекцией Хосьминский, психолог, руководитель кризисного центра при Московской епархии. Он привел статистику с указанием российских территорий, в которых культивируются семья, традиции, межпоколенческие связи. К таким регионам относятся, в частности, Северный Кавказ, Ставрополье и Ростовская область. У нас, на юге, не такое большое количество разводов, как по всей стране, и не так уж много суицидов среди пожилых людей. Определенным гарантом этой стабильности является семейная традиция, когда бабушки водят детей в школу, даже прабабушек задействуют. Может, бабушка и говорит, что ей тяжело, что устает, но она не концентрируется на болезнях. Пожилой человек занят делом, он наполнен положительными эмоциями.
Прими себя таким, как есть
Те люди, у которых есть семья, цель, кто стремится жить, находятся в более благоприятных обстоятельствах по сравнению с теми, у кого всего этого нет. Исследования показывают, что от социального статуса, от уровня образованности человека это не очень зависит. А вот от наличия целей... Московский психолог Д. Леонтьев проводил исследования среди людей, которые потеряли работу. У тех, у кого помимо работы были дополнительные жизненные цели: забота о родителях, внуках, оказалось больше шансов найти работу, нежели у тех, кто зациклился исключительно на ее поиске. То есть наличие внутреннего импульса – это гарантия благополучия человека в любом возрасте. Просто в зрелом возрасте, когда большая часть жизни прожита, это более заметно. Здесь уже многое зависит от таланта души человека, его умения найти цели и продолжать самореализовываться в детях, внуках, увлечениях. Наша душа очень мобильна. Она не терпит пустоты. Ее надо обязательно чем-то заполнять.
– Часто пожилые люди, столкнувшиеся с кризисным возрастом, зацикливаются на своей внешности. Начинают думать о том, что они уже не такие привлекательные, как когда-то, и силы, здоровье уже не те...
– Конечно, это ранит и травмирует человека. Есть специальный психологический тест, связанный с рисунком. В нем дается четкая инструкция, что человек должен нарисовать. Если он рисует дополнительные элементы, то по ним психологи могут выявлять его проблемы. У меня был пациент, в рисунках которого явно просматривалась проблема. Я понимала, что она его мучает. Оказалось, что этот человек резко облысел. И у него пошло отторжение своего внешнего облика. Пока у него были волосы на голове, он был красивый, а теперь он стал непривлекательным для себя самого и, как ему кажется, для окружающих. Пришлось долго и кропотливо с ним работать. Это не такой трагический случай, просто по достижении определенного возраста иногда незначительные, казалось бы, мелочи могут больше травмировать, нежели какие-то глобальные жизненные изменения. Что делать в такой ситуации? Понять, что в жизни начинается новый период, и принять себя таким, какой ты есть. Последователи гуманистической психологии утверждают, что когда человек рождается, у него появляется импульс к саморазвитию, и пока этот пульс в нем бьется, он будет жить. Да, будут болезни, какие-то трагические вещи, жизнь невозможно прожить без каких-то драматических моментов, но если есть в тебе этот пульс, ты все преодолеешь.
СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТА
Тем, у кого нет детей и близких, все-таки не стоит впадать в отчаяние.
1. Можно перенести свою энергию на познавательную мотивацию. Поставить цель – отправляться раз в год в путешествие. Готовиться к этой поездке, читать книги о тех местах, куда собираетесь поехать. После поездки собрать друзей и устроить для них пресс-конференцию с какими-то маленькими сувенирами.
2. Хорошим другом для пожилых может стать университет третьего возраста, где можно обрести новые знания, завести новые знакомства.
3. Больше набираться знаний, чтобы общаться.
4. Посещать музеи, ходить в кино, театры и обсуждать с друзьями увиденное.