Наверное, Альвина Максимовна Белоконь — единственная в нашей области женщина-шорник. Во всяком случае, о других областному Дому народного творчества, который ищет народные таланты, пока неизвестно.
Фото/Видео: Марина Каминская
Да и сама она за те несколько лет, что занимается шорничеством,
«Конек» Альвины Максимовны это нагайки. Их ей даже заказывают для обряда посвящения в казаки.
Альвину Максимовну часто спрашивают, чем же привлекло ее это суровое мужское ремесло? Краткий ответ звучит так: «Все от любви к степи и донской казачьей истории». Но нам ведь интересны подробности
Шорничество это не профессиональное занятие Альвины Максимовны. Это ее хобби. А по профессии она геолог. Много лет отдала поиску угольных пластов на территории нашей области.
Какой ужас! невольно вырвалось у меня, когда Альвина Максимовна рассказывала, как до самых холодов геологи исследователи донской степи жили в палатках или вагончиках и волосы, случалось, примерзали ночью к раскладушке.
Степь это простор, свобода. Это чудесно, возразила она.
Кстати, ее хобби в те времена было составление букетов степных цветов. О шорничестве, изготовлении нагаек, стеков она тогда и не помышляла. Вот научиться бы верховой езде да промчаться по степи на быстром коне
Не сбылось, не совпало. Но неожиданно возникло в жизни то, о чем и не мечталось.
Геологи выходят на пенсию раньше многих других: женщины в 50 лет. И вот Альвина Максимовна, молодая пенсионерка, ехала однажды по Ростову и вдруг увидела из окна автобуса плакат с объявлением о приеме в народную студию
А что, хорошее занятие на досуге, подумала она. Другая на ее месте, возможно, решила
В этой студии при окружном Доме офицеров я выбрала работу с кожей. Очень понравился материал: мягкий, гибкий, эластичный. Начала заниматься и такое необыкновенное ощущение: будто заново родилась, вспоминает она.
Женщины в этой студии совершенствовались в изготовлении картин и дамских украшений из кожи. Делала такие картины и украшения и Альвина Максимовна. А потом вышло так, что, гуляя по станице Старочеркасской, она зашла в музей и у витрины с казачьей нагайкой загорелась желанием попробовать себя и в этом ремесле. Привнести в него свое понимание красоты.
Ее опыты одобрил донской историк Михаил Астапенко.
Это высказывание Альвине Максимовне так понравилось, что она, бывает, даже «цитирует» Астапенко прямо на рукоятях нагаек. Правда, когда я спросила мастерицу, а как бы она сама отнеслась к таким проявлениям мужниной любви, ответила не раздумывая:
О, у женщин в нашем роду характер жесткий. Мы бы стегать себя не позволили.
Нагайки, плетки, стеки Белоконь можно увидеть на областных выставках народного творчества. Ее достижения отмечены наградами. Но самый волнующий экзамен был у нее, пожалуй, в Вешках, на фестивале «Шолоховская весна», хотя официально никаких конкурсов там не объявляли.
Станица Вешенская родина Шолохова для меня вообще место особое, донская святыня, объясняет она. А тут еще собрались казаки асы шорнического дела. Такие достойные, солидные мужчины И рядом с ними я со своими нагайками маленькая, щупленькая, отважившаяся сказать свое слово в неженском этом ремесле Смутило меня такое окружение страшно. Но что делать? Стою у своего столика. И вдруг стали подходить ко мне казаки и вешенские, и те, что из других мест на праздник приехали.
А что, говорят, хорошо у тебя получается. Ты это дело не бросай.
Альвина Максимовна оставлять его и не собирается. Разве что семейные заботы не дают развернуться, как хотелось бы, так куда ж от них, от этих забот?..
Общение с народными мастерами укрепило Альвину Максимовну в давней уверенности: людей неталантливых нет. Надо только попасть в ситуацию, когда бы этот талант, неведомый до поры до времени самому его обладателю, проявился. И не позволить суете будней его погасить.
P.S. Интересно, что в последнее время именные нагайки стали заказывать и в подарок женщинам казачкам. Вот такие они, боевые!