Ростов издавна называли плавильным котлом национальных культур. В этом, наверное, и заключается своеобразие южной столицы. Принимая и перенимая очень многое из нравов и обычаев других народов, чьи представители оседали на берегах Тихого Дона, город создавал свою неповторимую культурную атмосферу.
Место в ней находилось и Востоку, и Западу. Люди приезжали в Ростов, жили здесь, уезжали, а привнесенное ими в городскую среду оставалось.
Если сегодня вглядеться в облик Ростова, прислушаться, так сказать, к мелодии повседневной жизни большого города, можно обнаружить становящиеся все более явственными элементы восточной культуры. Мне уже доводилось писать о получающем все более широкое распространение курении кальяна. Не редкость сегодня и восточные мелодии, доносящиеся из динамиков у входа в торгующие дисками музыкальные магазины и лавки. Перестают быть в диковину кафе и рестораны с восточной и, в частности, с арабской кухней. И все чаще в дополнение к подаваемым там блюдам посетителям предлагают полюбоваться восточными танцами. Среди них на первом месте танец живота
Уж не знаю почему, в прежние времена здесь это искусство считалось, мягко говоря, не совсем приличным. Ну
Со временем ритуальный танец, как это нередко бывает, социализировался, пошел, что называется, в массы и превратился в народный сначала в Египте, а потом и в других арабских странах. Движения, которые составляют основу современного танца живота, женщины использовали и на праздничных церемониях, и во время отдыха. После вечерней трапезы женщины навещали друг друга, и на таких, как сказали бы в России, «посиделках», звучала музыка. Под нее и танцевали. Незамужние женщины использовали такую возможность, чтобы познакомиться с родственницами потенциальных женихов, и во всей красе показывали себя во время танца, доставляя тем самым удовольствие матерям и сестрам предмета их интереса. Танцевали, как правило, в повседневной одежде современный, яркий костюм для танца живота появился лишь с развитием кинематографа. В Египет он пришел из Голливуда
Там в начале прошлого века принялись снимать фильмы из жизни арабских шейхов. Для создания образа танцующих восточных красавиц использовались мотивы костюмов древнеегипетских цариц именно таким представал Восток в сознании американских обывателей. Тогда и сложился стереотип костюма для танца живота: расшитый лиф, глубоко посаженный пояс на бедрах и другие атрибуты. С появлением ночных клубов жанр «восточного танца», выйдя на сцену, получил новый импульс к развитию. Но одновременно и потерял в репутации. Его стали рассматривать не как восточную экзотику, а как некое действо с сексуальной подоплекой. Одними из наиболее известных танцовщиц того времени в Египте были Самия Гамаль и Тахия Кариока.
Что ж, едва ли стоит ханжески отрицать сексуальную привлекательность танца живота для мужской половины. Профессиональные танцовщицы использовали чары этого танца для зарабатывания денег. Ну, а для замужних арабских женщин в быту он сохранял свое сакральное значение. Плюс помогал, тренируя тело, достигать победы над возрастом.
Последнее обстоятельство, пожалуй, и обусловило растущую популярность танца живота среди российских женщин. И хотя в новой России распространение танца началось с ресторанных подмостков, он быстро преодолел тесные ресторанные рамки. Характерно, что этот процесс начался именно на юге страны, а если быть более точным, то в Ростове. Именно здесь танец живота начали преподавать в профессиональных танцевальных клубах, а также
12 лет, как в южной столице с успехом работают школы танца живота «Саххара», «Хабиби», «Звезда» и др. Таких школ уже десятки, и ростовчанки охотно идут туда, чтобы получить высококлассные уроки восточных танцев. Каждая из них может выбирать ту грань этого богатого оттенками танца, которая ей ближе. Танец живота помогает женщинам почувствовать себя именно той женщиной, которая, согласно восточному миропониманию, всю жизнь остается для мужчины манящей тайной.
Мне могут возразить: мол, те элементы восточных обычаев, которые утверждаются в сегодняшнем Ростове, строго говоря, являются лишь субкультурой. Но кто сказал, что субкультура это плохо? Это как бы первое знакомство с другим народом, если хотите, знакомство на бытовом уровне. А следом за таким знакомством обязательно приходит интерес к «большой» культуре со всем ее национальным своеобразием. И вот тогда в соединении с местной культурной средой рождается новый сплав, делающий всех нас в духовном отношении неизмеримо богаче, а народы наши ближе друг к другу.