В это трудно поверить, но за всю историю ростовской композиторской организации (то есть за семьдесят с лишним лет) на Дону не было еще ни одного конкурса исполнителей музыки ростовских композиторов. Во всяком случае, как говорится, даже старожилы не припомнят…
Только фестиваль «Ростовские композиторы детям», да и тот появился лишь в последние годы.
Хотя идея таких конкурсов, казалось бы, витает в воздухе, я не слышал, чтобы они проводились и в других больших консерваторских городах, говорит Анатолий Цукер, председатель ростовского отделения Союза композиторов России, профессор Ростовской консерватории им. С.В. Рахманинова. Наверно, они возможны только при теснейших отношениях между консерваторией и Союзом.
В Ростове в последнее время это условие осуществилось, и конкурс, наконец, состоялся. Соревновались в исполнении музыки ростовских композиторов студенты и аспиранты консерватории. Причем:
Мы даже не ожидали такого бурного отклика, продолжает Цукер. Фактически желание участвовать в конкурсе изъявил каждый пятый.
Интересно, что исполнители выбирали для конкурсных показов не только произведения ростовских мэтров, но и своих ровесников тоже студентов и аспирантов консерватории.
Еще одна особенность этого конкурса заметное число
Мне вспомнилось, как один
Такая точка зрения небезосновательна, считает Анатолий Цукер. У женщин лучше развито полушарие, отвечающее за фантазию, эмоциональное восприятие, вероятно, потому их так много в мире поэзии. А композитор это человек не только с развитым воображением, но и развитым рациональным началом. Не случайно сочинение музыки сравнивают с трудом математика
Но жизнь меняется. В последнее время число студенток консерватории вообще значительно превышает число студентов. Иногда и на композиции девушек больше, чем юношей.
Впрочем, это проблема скорее не творческая, и не гендерная, а социальная: низкооплачиваемый труд
А где сегодня можно услышать музыку ростовских композиторов? Востребовано ли их творчество? Может ли сегодня ростовский композитор
В отличие от донских писателей, донские композиторы и в прежние, советские, времена не могли себе позволить роскошь думать лишь о творчестве. Преподавали, занимались аранжировкой и т.д. То же и сейчас.
Многие наши композиторы писали и пишут музыку для театров. В Ростовском молодежном театре уже много лет работает наш выпускник Геннадий Маслов, Юрий Весняк плодотворно сотрудничал с Ростовским театром кукол. Александр Бакши, переехав в Москву, продолжил «театральную линию», участвует в создании спектаклей театра Петра Фоменко.
Что же до конкурса на лучшее исполнение музыки ростовских композиторов, то при поддержке областного министерства культуры он мог бы стать традиционным и не ограничивать свою географию рамками одной только донской столицы.
P.S. А, кстати, просматривая подшив нашей предшественницы газеты «Большевистская смена» за 1933 год, я обнаружила номер (17 декабря), в котором целая полоса была посвящена творчеству молодых ростовских композиторов. Вышла она под «шапкой» «Музыка нашей радости».
Вместе с авторами и читателями «Большевистской смены» успехам ростовских композиторов радовались известнейшие музыкальные деятели