Султан Сулейман, 10-й правитель Османской империи, был покорителем чужих земель. Посвященный ему телесериал «Великолепный век» покорил даже сердца тех, чьи предки не на жизнь, а на смерть сражались с османскими полчищами.
Впрочем, как сообщалось в наших СМИ, показ в самой Турции первых серий «Великолепного века» вызвал множество гневных откликов: где должный масштаб личности и событий? Разве все это не искажение истории?
Надо сказать, что султан Сулейман I, прозванный современниками Великолепным, это для Турции, как Петр I для России. При нем Османская империя достигла вершины своего могущества. Сулейман Великолепный был законодателем и воином, поэтом и ювелиром, он прославился строительством дворцов, мостов и мечетей.
В сериале он представлен личностью не менее многогранной. Его портрет, конечно, приукрасили, как приукрашиваем мы нашего царя Петра, англичане свою королеву Елизавету и т. д., наделяя этих персон изрядной долей юмора и человечности, чтоб было за что любить.
Почему же тогда, по крайней мере, на первых порах, на родине Сулеймана фильм о нем поднял заметную протестную волну? Хотелось, верно, чтобы на экране была безукоризненная сильная личность. А Сулейман там разный. Ведь в фильме больше не про его свершения, а про частную жизнь. Про любовь.
Мы вошли в гарем падишаха, в его святая святых, пытается объяснить необычность ситуации исполнитель роли великого визиря
Всегда и везде есть люди, оценивающие фильмы (равно как и книги) на исторический сюжет
Тексты, которые описывают эту эпоху, противоречат друг другу, говорит и Халит Эргенч, сыгравший Сулеймана Великолепного и отчаявшийся найти последнюю истину в своих, турецких, библиотеках. Он призывает не воспринимать «Великолепный век» как учебник истории.
И все же понятно желание тех зрителей, которые благодаря этому сериалу словно совершают путешествие во времени. Попытаемся им помочь, немножко дорисовав увиденное ими на экране.
В фильме есть моменты, когда европейцы немцы, итальянцы и т. д. свободно ходят по улицам средневекового Стамбула, и никто из местных жителей и головы не поворачивает в сторону этих явных чужаков. Так зрелище их было привычно?
По данным наших историков, столица Османского государства в период правления Сулеймана Великолепного насчитывала около полумиллиона жителей. Город был не только густонаселенный, но и многонациональный. Кроме турок, там проживали греки, армяне, евреи, арабы, албанцы, валахи, грузины, абхазы и т. д. ведь еще со времен предшественников Сулеймана туда переселяли ремесленников из покоренных территорий, а многие такие ремесленники, не говоря уже о торговцах, и сами стремились перебраться в центр империи.
Наших современных донских зрителей, окажись они в том Стамбуле, могли бы принять за франков (ну это бы еще зависело от одежд), а франками там тогда называли всех западноевропейцев. Они работали в османской столице в составе дипмиссий, прибывали туда по торговым делам и т.д.
Конечно, только прогулки по средневековому Стамбулу нашим зрителям было бы мало. Им бы хоть одним глазком увидеть гарем, парк, в котором собиралась большая султанская семья
Почему нет, если по ходу фильма туда не раз проникали
Легко ли было затеряться среди обитателей гарема? Пишут, что его население достигало 10 тысяч человек. Ведь у каждой султанской жены и каждой фаворитки, у султанских сестер, не говоря уже о матери султана, был свой двор, по сотне прислуги.
Это в сериале, чтобы зрители не запутались, все яства и напитки готовит на небольшой кухне смешной
В каком же качестве или, точнее, под чьей маской легче было бы проникнуть в султанский гарем? Мне думается, что следовало бы рискнуть назваться помощницами портнихи. Портнихи там, верно, трудились день и ночь: ведь ни одна жена или фаворитка, если она не желала потерять расположение Повелителя, не должна была представать перед ним дважды в одном и том же платье.
И еще несколько слов о гардеробе. Если вы склонны к простудам, боитесь сквозняков, то это путешествие во времени лучше было бы наметить на теплое время года. Потому что надевать кофты, шубы, меховые накидки в гареме дозволялось лишь избранным, хотя во многих его помещениях было довольно прохладно.
Допустим, под видом портных, продавщиц драгоценностей
Поэт и путешественник Жерар де Нерваль утверждал, что комнаты султанских жен были похожи одна на другую, как две капли воды: всюду одна и та же обстановка, все в одинаковых тонах. Даже коробки конфет для своих жен султан всегда заказывал одинаковые, чтобы дамы не перессорились
В фильме падишах обедает, бывает, за одним столом со всей своей большой семьей. Французскому писателю и путешественнику
Есть и другие свидетельства:
В фильме султан порой очень близок к народу. Подобно калифу Гаруну
В самом ли деле в средневековом Стамбуле можно было наблюдать подобную картину? Большой вопрос. Все же султаны не без основания крепко опасались за свою жизнь и очень заботились о собственной безопасности. При одном из предшественников Сулеймана просителю или другому лицу не из ближайшего окружения падишаха приблизиться к нему можно было лишь в сопровождении двух стражников, которые держали его под руки.
Словом, рассчитывать на теплую встречу в непринужденной обстановке с самим Сулейманом нашим
Возможно, что и нет. По той причине, что неясно: действительно ли такая супружеская пара существовала. Когда
В романе Загребельного
А есть ли у наших путешествующих во времени шанс увидеть прекрасную пленницу султана кастильскую принцессу Изабеллу- Фортуну?
Однозначно нет. И вовсе не потому, что до охотничьего домика, где падишах скрывал ее от посторонних глаз, им было не добраться. Судя по фильму, там были свои «партизанские тропы».
Думается, «Великолепный век» это вызов кинематографистам других стран: а вы смогли бы так рассказать о своей истории, чтобы вызвать к ней такой интерес, а к ее героям сочувствие?
17 июня на российском телевидении завершается очередной «османский» телесезон. Но «Великолепный век» не кончается. В одном из своих последних интервью Мераль Окай сказала, что дальше интрига будет нарастать развернутся драматические события, связанные с борьбой принцев крови
К сожалению, нынешней весной Мераль Окай ушла из жизни так же, как и главная героиня ее самого успешного фильма
Из русскоязычных источников не вполне ясно, успела ли она завершить сценарий. Но дружная съемочная группа, устроившая недавно благотворительную акцию ее памяти, заверила, что все и дальше будет в стиле, заданном Окай.
Следующая встреча с героями «Великолепного века» на российском телеэкране состоится этой осенью, предположительно в октябре. А о поразившей Восток и Запад любви Сулеймана Великолепного к его славянской жене читайте в июльском выпуске «Аксиньи».