Собеседник
Современная древность
В V-IV в.в. до н. э. в дельте Дона стояло Елизаветовское городище. Экономический, политический, административный центр Нижнедонского региона. Сейчас схожую роль основного регионального центра выполняет Ростов-на-Дону, только уже как южная столица России. И это неслучайно. В истории развития территорий существует своего рода цикличность.
Подробнее
Культура / №534 от 21 Сентября 2012 г.

«Звёздный дом»


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вероятно, тысячи раз проезжал автор этих строк на трамвае № 10 по улице Горького, но ни разу не задумывался над тем, что на стыке с улицей Каяни за ок-нами проплывает едва ли не самый «звездный дом» донской столицы, известный ростовчанам как Дом актера.

В нем жили звезды театра и кино Вера Марецкая и Ростислав Плятт, режиссер Юрий Завадский. И никто уже не помнит, что с этим домом связана романтическая история любви известного в Ростове архитектора Леонида Эберга и актрисы Зинаиды Зорич. Чем иначе объяснить тот факт, что дом, спланированный Эбергом, в плане повторяет букву «З»?

Мы привыкли считать Леонида Федоровича Эберга едва ли не коренным ростовчанином  — так много памяти о себе оставил он в Ростове. Однако родился он в Московской губернии 6 августа 1982 года. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1911году сразу после окончания училища Эберг был приглашен на должность заведующего постройками при городской управе в Ростове-на-Дону. Благодаря счастливому случаю здесь он встретился с ростовским банкиром А.М. Штромом, который искал зодчего для строительства доходного дома. Молодой архитектор с воодушевлением взялся за дело и блестяще проявил себя в проектировании и строительстве. Пятиэтажный доходный дом Штрома на Большой Садовой был возведен за два года. До середины 1950-х годов ростовчане наблюдали мемориальную доску на этом доме. Надпись на ней сообщала, что дом А.М. Штрома возведён в год 300-летия Дома Романовых архитектором Л.Ф. Эбергом.

Первый ростовский заказчик стал покровителем для молодого зодчего, ввёл Эберга в общество, собиравшееся в его гостиной: банкиров, инженеров, врачей и коммерсантов. Именно они привлекли ему в поддержку богатых ростовцев. В 1911-1916 году, кроме доходного дома Штрома, Эберг возвёл в Ростове целый ряд доходных домов. Дом для Э.Л. Рецкер, например, на Таганрогском проспекте (после революции — гостиница «Дон») в своё время был самым высоким зданием Ростова (разрушено в 1941-42 гг., перестроено в начале 1950-х годов). Настоящим украшением Ростова до сих пор остается возведенный Эбергом особняк Н.Е. Парамонова на Пушкинской (здание научной библиотеки университета).

После начала Первой мировой войны строительство в Ростове приостановилось. Однако Эберг не покидает Ростов — в 1917 году в Ростов из Москвы переезжают его жена и восьмилетний сын. Впоследствии в семье Эбергов родился и второй сын. Революцию семья встретила в небольшой квартире доходного дома по Никольской улице, где и пережила все перипетии гражданской войны.

В 1920-е годы в советской архитектуре наметились революционные изменения, допускавшие формирование новых стилистических направлений  — символического романтизма, рационализма и конструктивизма. Именно в бурлящем Ростове неординарные способности Эберга позволили ему ярко проявить себя. Образчиком синтеза старого и нового стал «квартал трамвайщиков» на Пушкинской, жилой дом на углу улицы Суворова и Университетского переулка, на углу Большой Садовой и Кировского проспекта, жилой дом №8 по Ворошиловскому проспекту. Интересен небольшой и своеобразный трехэтажный жилой дом кооператива «За друга», членами которого были юристы, врачи, инженеры и сам Эберг. Он же был автором проекта, строителем и после завершения строительства в 1928 году стал жильцом этого дома.

Показателен для архитектурного творчества Эберга и гигантский комплекс кооператива «Новый быт» на углу улицы Суворова и проспекта Соколова. В начале 30-х гг. началось возведение драматического театра им. М. Горького. Именно Л. Ф. Эбергу было поручено вести надзор за строительством этого крупнейшего в стране театрального здания.

О социальном положении Эберга в эти годы свидетельствует выдержка из его заявления в окружную избирательную комиссию Донисполкома о восстановлении избирательных прав: «…17 февраля 1926 года мне было отказано в восстановлении избирательных прав лишь потому, что я числился арендатором дома. Ныне я отказался от своих прав на аренду дома в пользу жилтоварищества… и таким образом устранил препятствие, лишавшее меня права быть гражданином СССР». Однако в ходатайстве ему было отказано…

В 30-е годы неожиданно разыгрывается у Эберга личная драма. Распадается семья, которая долгие годы поддерживала творческое самочувствие и обеспечивала бытовую устроенность зодчего. Впоследствии он сам считал себя виновником этого разрыва. Но изменить уже ничего не мог. И всё же его старший сын Лев Леонидович наследует профессию отца, заканчивает то же учебное заведение. Талантливого Эберга-младшего приглашают на работу в свои мастерские самые известные архитекторы Москвы. Но он, как и отец, решает связать свою творческую судьбу с Ростовом.

Когда в 1930-е годы в советской архитектуре произошёл поворот к освоению классического наследия, Л. Ф. Эберг без труда возвращается к собственному неоклассическому опыту. Сочетание форм конструктивизма и возрождающейся классики просматривается в проектах того самого Дома актера, построенного в 30-е годы, и театра ГОМЭЦ. Ныне это — кинотеатр «Россия», спроектированный вместе с сыном Львом и достроенный им уже после смерти отца в 1960-е годы.

После войны Л. Ф. Эберг принимал участие в реконструкции разрушенного в годы войны Ростова. В конце 1940-х годов он ведёт восстановление монументальных строений, возведённых в начале века: здания городской Думы и управы (впоследствии его занимал обком КПСС и позже — горком партии), Волжско-Камского банка (передано Дворцу пионеров), парамоновского особняка на Пушкинской улице (передан библиотеке госуниверситета).

Последние годы жизни открыли новую тему в творчестве зодчего Эберга. В 1949 году по поручению Ростовской епархии он выполняет эскизный проект восстановления разрушенной колокольни Ростовского кафедрального собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Это была едва ли не последняя его работа. Скончался Леонид Федорович 24 октября 1954 года и был похоронен на Братском кладбище Ростова.

…Жизнь развела его с актрисой Зинаидой Зорич, которая играла в театрах не только Ростова, но и других городов России. С 1944 года она — актриса Московского драматического театра, вела режиссерскую и педагогическую деятельность, в 1959 году стала народной артисткой РСФСР. Она надолго пережила Леонида Эберга и скончалась в возрасте 79 лет в 1971 году в Москве. Однако ростовское здание в форме буквы «З», стоящее и поныне на улице Горького, — памятник тому, что была у Зинаиды Зорич и еще одна роль: архитектурной музы талантливого ростовского зодчего Леонида Эберга.  

 

Виктор Нестеренко

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Как песню сочинить?
Этот  вопрос мы услышали от нашей читательницы из глубинки 
Баян им в помощь!
Меха, кнопочки, чёрные да белые – баян в музее зимовниковской школы №1 на видном месте. Не новый, но в очень даже приличном состоянии. Невольно захоте...
Не мытьем, так катаньем
В собственность РПЦ переходит еще одно здание Старочеркасского музея-заповедника
Подарила мужу танк
Вправе ли кинематографисты переделывать биографии реальных людей?
Столетний – тоже современник
Ростовский музей современного изобразительного искусства посвящает новую выставку вековому юбилею донского художника Михаила СЫЧЕВА.