Новая книга «Война. Юг. Перелом» вышла в издательстве Южного научного центра РАН.
Исследован тяжелейший период Великой Отечественной войны с лета 1942 по осень 1943, когда шла изнурительная и кровопролитная битва за Кавказ, о которой отечественная историография говорила скупо и невнятно.
Чем дальше отодвигаются события Второй мировой, тем большую потребность испытывают люди, родившиеся спустя годы и десятилетия после войны, в достоверной информации о ней. Это касается не только России, но и западных стран. Чем меньше информации и чем дальше она от реальности тем больше парадоксов: чем, например, объяснить тот факт, что в
Миус-фронт
В книге много новых данных, прежде нигде не публиковавшихся. Так, численность немецких войск, принимавших участие в операции на Северном Кавказе, оказалась втрое больше ранее заявленной военными историками. А если вспомнить известное высказывание Гитлера: «Если я не получу кавказскую нефть, я проиграю войну», то события
Как
Персидский коридор
Интересен раздел книги, посвященный исследованию участия союзников в битве за Кавказ. Во времена «холодной войны» заявлялось, что СССР победил «коричневую чуму» самостоятельно. Союзники считали, что их вклад в победу неоценим. А как было в действительности? В июле 1942 года, когда немцы практически разрушили караванный северный морской путь в СССР, наступила пауза в поставках союзников. Но оставался потенциал Каспийского конвоя. Еще в августе 1941 года Сталин приказал построить дорогу Кизляр Астрахань, которая и стала отрезком трансиранского коридора
В СССР считалось, что помощь союзников составляла лишь 4% от потребностей, сегодня она оценивается в 7%. Но как показали исследования ученых ЮНЦ РАН, по некоторым параметрам транспорт, например, поставки союзников были намного выше и даже доминировали над отечественными. «По отдельным видам продукции поставки союзников доходили до 70% от их общего объема. Поставки бронетехники составляли в 1943 году не меньше 50%. Заводы в Иране обеспечивали Красную армию высококачественной боевой техникой, авиационным керосином и другими ГСМ. Поставки через Иран самолетов, автомобилей, танков имели особое значение именно в тяжелом 1942 году, когда их не хватало, а сообщение с центром страны было крайне затруднено. И если бы мы могли справиться своими силами, Сталин никогда бы не обратился за помощью к союзникам», рассказал один из авторов книги Евгений Кринко.
Почему Т-34 лучше «Шермана»
Исследуя самые разные аспекты того периода, авторы приводят интересные факты и цифры. Так, во время массовой эвакуации населения только через Дагестан эвакуировались более 730 тысяч беженцев.
На отдельной карте зафиксированы места массовых расстрелов евреев.
Исследованы мотивы коллаборационизма перехода советских граждан Дона, Кубани, Ставрополья и республик Северного Кавказа на сторону врага. Собрано много фактов о деятельности легионов
Отдельной главой представлены воспоминания ветеранов. Они откровенно рассказывают о том, почему наши
В книге около 500 интереснейших иллюстраций, из них более 260 фотографий военных лет, как наших, так и трофейных. Представлены 80 карт, из них половина авторских, на которых художник Татьяна Курбат изобразила истинную расстановку сил противников в отличие от планов военачальников, которые не всегда были реализованы. В сборе информации авторам книги помогали музеи и архивы, ранее не доступные историографам.
Обратите внимание: военные юбилеи идут чередой: в этом году отмечается