Рафаил Туишев, организатор и вдохновитель фестиваля «Джаз по-ростовски», оглядел переполненный зал таганрогского дворца «Фестивальный» и с удовлетворением сказал: «Здесь публика уже завоевана».
Фото/Видео: Александр Поготов
Чуть позже издатель журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков, который вел концерты юбилейного фестиваля «Джаз по-ростовски: десять лет спустя», произнес со сцены: «Я поражен тем, что в Таганроге есть собственный биг-бэнд. На карте российского джаза появляются новые флажки, и один из ярких флажков — это Таганрог».
Кирилл, по сути, прав. В Таганроге любят и умеют слушать джаз. Можно сказать, российский джаз родом отсюда: первый джаз-бэнд организовал в 1922 году выходец из Таганрога — поэт, танцор и музыкант Валентин Парнах. По инициативе организаторов фестиваля «Джаз по-ростовски» в прошлом году на стене дома на тихой Александровской улице, где родился Валентин Парнах, была установлена мемориальная доска. Что же касается заключительного концерта нынешнего фестиваля «Джаз по-ростовски», то у него была своя «фишка». Здесь публика воспитана на культовых музыкальных кинолентах: «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх». В середине 80-х годов на эти фильмы валом шел таганрогский зритель. И вот в ноябре 2013 года уже значительно повзрослевшие поклонники тех фильмов пришли послушать своего кумира — народного артиста России, лауреата многих джазовых фестивалей Анатолия Кролла. Того самого, который написал музыку к тем полюбившимся фильмам и сыграл ее со своим оркестром.
Анатолий Кролл, отметивший в этом году свое семидесятилетие, приехал в Таганрог с коллективом молодых дарований «Академик-бэнд». «Этим юным талантам в России практически нет равных», — заявил ведущий концерта. И действительно, в «Академик-бэнд» играют лучшие студенты знаменитой Гнесинки. В справедливости столь высокой оценки публика смогла убедиться вскоре. Но сначала ей предстояло услышать своих земляков — таганрогский муниципальный джаз-оркестр под управлением Владимира Фомичева. Кстати, этот фестиваль прошел под знаком биг-бэндов — тяжелой артиллерии джаза. И в этом строю, говоря военным языком, таганрогский джазовый оркестр занимает особое место. Он был создан всего год назад, тем не менее таганрогские музыканты превзошли самих себя: за столь короткий срок на порядок подняли уровень своего мастерства. Когда играл таганрогский биг-бэнд, слушатели покачивали в такт головами, отбивали ногами ритм, то и дело награждали исполнителей аплодисментами. Когда закончилось выступление, Кирилл Мошков, выйдя на сцену, сказал: «Я за кулисами наблюдал за реакцией профессионалов джаза. Они в восторге, и этим все сказано».
Из приятно покачивающих и расслабляющих волн свинга, которыми наполнил зал таганрогский биг-бэнд, слушатели окунулись в атмосферу европейского экспериментального джаза. На сцене — трио пианиста и композитора Андрея Кондакова из Санкт-Петербурга. Его партнеры — контрабасист невероятного мастерства и столь же невероятной известности Владимир Волков и самый интеллигентный (как в личном, так и в музыкальном отношении) блюзовый барабанщик Гарри Багдасарьян. Владимира Волкова хорошо знают не только музыканты и любители джаза, но и поклонники рок-музыки. Он нередко выступал в совместных проектах с легендарной группой «Аукцыон». Столь многообещающий состав музыкантов оправдал ожидания. Утонченная, опирающаяся на европейские и собственно наши, российские традиции музыка, хотя и могла показаться сложной, тем не менее хорошо была принята. Этому способствовала завораживающая исполнительская стилистика ритм-секции. Волков что-то невероятное проделывал с контрабасом, извлекая из него фантастические звуки то пальцами, то смычком. Багдасарьян ненавязчиво и тонко (что вообще нехарактерно для барабанщиков) удерживал ритм даже тогда, когда пианист и контрабасист безоглядно увлекались импровизацией. «Мы никогда не знаем, как пройдет и чем закончится композиция, - объяснил секрет работы своего трио Андрей Кондаков, — это джаз, здесь музыкальные изобретения рождаются на ходу». Эту незаданность и легкотекучесть форм публика приняла с радостью: музыкантам из Санкт-Петербурга долго и благодарно аплодировали.
И вот настал долгожданный миг: в темном, хорошо подогнанном концертном костюме на сцену вышел сам маэстро Анатолий Кролл. Зрители поднялись с мест и долго аплодировали. «Я рад, что в Таганроге любят и понимают джаз, — произнес растроганный Кролл. — Вы видите перед собой человека, который все свои регалии получил за то, что он джазовый музыкант. Разве такое можно было представить еще полвека назад?». Пока Анатолий Кролл общался с публикой, за его спиной рассаживались по местам виртуозы оркестра «Академик-бэнд». Зрители взирали на них с недоумением: неужели эти мальчишки (самому младшему 19, а самому старшему 23!) смогут показать что-то особенное?! Но как только маэстро взмахнул рукой и зазвучала музыка, сомнения рассеялись: на сцене — профессионалы высочайшего класса. Не только слушать, но и смотреть на «Академик-бэнд» — это эстетическое наслаждение. Потрясающие саксофонисты, среди которых особенно выделяется Антон Субботин. Неподражаемые трубачи и тромбонисты: лучшие из них — Денис Мартынов и Антон Гемазиддинов. Об ударнике Дмитрии Сапожникове хочу сказать особо: нужно было видеть, как он с флегматичным, отрешенным лицом выдавал такие брейки, что публика просто сползала с кресел. А что говорить о той части программы, которая называлась «Праздник забытого джаза»! Мы воочию увидели аналог оркестра времен Гленна Миллера, Арти Шоу и Каунта Бэйси, когда музыканты не только играют, но и весело дурачатся на сцене, делая шоу и «заводя» публику. Конечно, тут чувствовалась знающая рука мастера Анатолия Кролла, но душу-то в свое выступление вкладывали сами музыканты! Оркестр несколько раз вызывали на бис, и сам Анатолий Кролл выразил восхищение, подчеркнув, что таганрогская публика ему очень понравилась — она гениально умеет слушать джаз.
ЮБИЛЕЙНЫЙ «ДЖАЗ ПО-РОСТОВСКИ. 10 ЛЕТ СПУСТЯ» порадовал не только таганрогскую публику. В Новочеркасске и Ростове концерты тоже прошли при переполненных залах. За это отдельная благодарность - депутату Законодательного собрания области, генеральному директору ООО «ПК «НЭВЗ» С. Подусту и ректору ДГТУ Б. Месхи: музыканты играли в Доме культуры микрорайона Октябрьский и конгресс-холле ДГТУ.
В фестивале в этом году участвовали сразу четыре биг-бэнда. Это — уже упоминавшиеся «Академик-бэнд» и Таганрогский джаз-оркестр, сводный биг-бэнд ALL STARS памяти Кима Назаретова и филармонический джаз-оркестр Республики Татарстан. По-прежнему его «фишкой» остается приезд в Ростов музыкантов, получивших образование в нашем городе и представляющих ростовскую джазовую школу на сценах всего мира.
«Вначале фестиваль существовал в рамках одного города, а сегодня это — концерты мастеров джаза в городах области, участие коллективов и исполнителей из других стран, событие в музыкальном мире России, - сказал, приветствуя исполнителей, зрителей и слушателей юбилейного фестиваля «Джаз по-ростовски», заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов. — Мы гордимся традициями ростовской джазовой школы, заложенными великим Кимом Назаретовым, гордимся нашими земляками, выступающими на мировой сцене. И с надеждой смотрим на юных музыкантов, только начинающих свой путь в искусстве...»