Уже более полувека в музейных собраниях Ростовской области хранятся произведения искусства, прибывшие на Дон из Эрмитажа.
Фото/Видео: Марина Каминская
Недавно два донских музея — Ростовский областной музей краеведения и Азовский археологический и палеонтологический музей-заповедник — открыли выставки, на которых представлены эти благородные переселенцы с берегов Невы. Обе выставки, как нетрудно догадаться, посвящены яркой дате в истории отечественной культуры — 250-летию Эрмитажа.
— Конечно, ощутить, что такое Эрмитаж, можно только в стенах самого Эрмитажа. И тем не менее присутствие в нашей коллекции эрмитажных предметов дает нам право и себя считать его частицей, — говорит старший научный сотрудник Азовского музея-заповедника Виктория Бурлака. — Ко многим из этих вещей по сей день прикреплены бирочки с эрмитажными номерами. Мы сохраняем их намеренно. Как дань уважения величайшему музею России.
Выставки предметов, переданных Эрмитажем донским музеям, устраиваются впервые. Но это не значит, что прежде эрмитажные вещи у нас не демонстрировались. Они украшали и украшают собой многие выставки различной тематики. К примеру, по поводу эрмитажного оружия, медалей и монет в Азовском музее даже шутят: «Они работают у нас в три смены».
Как и почему Эрмитаж поделился с донскими музеями вещами из своих фондов? Вот что рассказал об этом старший научный сотрудник Ростовского областного музея изобразительных искусств Валерий Рязанов:
— Эрмитажные вещи отправляли не только на Дон. Начиная с 1950-х годов центральные музеи СССР стали передавать периферийным собраниям, некоторые из которых еще только формировались, произведения искусства, предметы старины из своих запасников. Делалось это для того, чтобы пополнить экспозиции и фонды периферийных музеев солидным, полновесным в художественном и историческом плане материалом.
Большинство живописных холстов, поступавших тогда из главных музеев страны в периферийные, были не атрибутированы. То есть кто их создал, было не определено. Посетителям сообщалось, что это — работы неизвестных мастеров. В Ростовский музей изобразительных искусств прибыли, к примеру, из Эрмитажа «Портрет Вероны Дюк» неизвестного немецкого художника XVII века, «Святой Иероним, слышащий звук трубы» - творение неизвестного итальянского художника XVIII века, «Игра в кости» — картина неизвестного художника-караваджиста. Впрочем, с «Игрой в кости» — случай особый.
Эта картина поступила в Эрмитаж со знаменитой коллекцией произведений искусства барона Кроза де Тьера, которую приобрела Екатерина Великая. В этом богатом собрании были две парные работы: «Концерт» и «Игра в кости».
Прошло много времени, и «Игра в кости» перешла из Эрмитажа в коллекцию Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, а он, когда в советские послевоенные годы возникло движение произведений искусства из центра на периферию, отправил ее в Ростов.
В 1972 году в Эрмитаже устраивалась выставка художников-караваджистов. Сотрудники Эрмитажа попросили ростовских коллег предоставить на нее «Игру в кости».
Так «Игра в кости» вновь оказалась рядом с «Концертом», авторство которого эксперты к тому времени уже установили. Теперь и тайна «Игры в кости» была разгадана: отправившись в Эрмитаж работой неизвестного автора, она вернулась оттуда творением незаурядного итальянского художника XVII века Маттиа Претти!
На снимках: старинный французский ламбрекен (то есть верхняя горизонтальная часть оконной или дверной шторной композиции) с саламандрой; фарфоровое изящество галантного века; это маскарадное платье может помнить костюмированные балы в Аничковом дворце.