Собеседник
В борьбе за человека
Сегодня Октябрьский район, первым в области еще в 2007 году создавший свою стратегию развития до 2020 года, готовит стратегию развития на следующее десятилетие. С одной стороны, опыт есть, казалось бы, используй то, что наработано. Ставь очередную задачу и – вперед. А с другой стороны…
Подробнее
Культура / №220 от 14 Августа 2015 г.

Пугает и привлекает


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
В Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике демонстрируется выставка «Антропология»

Возможно, обладатели этих искусственно деформированных черепов были элитой.
Черепа издавна считаются атрибутами той дамы с косой, знакомство с которой большинство людей были бы рады отсрочить. При взгляде на эти атрибуты многие испытывают суеверный страх. Однако немало и тех, кого зрелище черепов одновременно и притягивает, словно магнит.

Среди главных экспонатов этой выставки – древние человеческие останки: черепа и кости. Но выставка - не их тех, которые придумывают ради того, чтобы пощекотать нервы.

- В нашем музее – интересная антропологическая коллекция, расширяющая представление об обычаях древней донской степи, - говорит заведующая его научно-просветительским отделом Ирина Афанасьева.

Такой могла быть знатная кочевница.
Вот, к примеру, витрина, свидетельствующая о том, что в эпоху неолита-бронзы на территории нынешней Ростовской области совершались трепанации черепа. То есть операции по удалению участка средней части черепного свода. Их могли делать как по предписанию лекарей, так и в рамках некоего обряда. Они бывали прижизненными и посмертными. По мнению ученых, на Юге России существовал даже своего рода центр ритуальной трепанации.

Большой интерес проявляют посетители и к теме искусственной деформации черепов. Она проиллюстрирована археологическими находками, сделанными в Волгодонском районе и в границах хутора Рогожкино Азовского района. Это искусственно деформированные черепа мужчины 35-40 лет, молодой женщины и ребенка пяти-семи лет.

Зачем древние деформировали черепа так, что превращались в яйцеголовых или, напротив, людей с приплюснутым черепом?

Особая форма головы была отличительным знаком. Возможно, она указывала на принадлежность к избранным, была связана с представлениями об идеале красоты.

Тут же рисунки, показывающие, как этот идеал достигался: с помощью бандажа, специальных головных уборов или даже люльки особой конструкции.

Здесь можно также увидеть, с помощью каких инструментов и каким образом антропологи проводят замеры древних человеческих останков. Такая статистика нужна для того, чтобы проследить изменение человека на протяжении четвертичного периода как биологического вида.

Древняя донская трепанация черепа.
«Антропология» в Азовском музее дает представление о скульптурной реконструкции по черепу, которую практиковал выдающийся советский ученый Михаил Герасимов. Он предложил свою скульптурную версию того, как выглядели неандерталец и синантроп, Скилур – царь скифов, Ярослав Мудрый, Иван Грозный… В соседней витрине – графические реконструкции по черепу знатной сарматки и знатной кочевницы - портреты, сделанные ростовским антропологом Еленой Батиевой.

Цвет глаз и волос на таких портретах – всегда лишь фантазия ученых. Хотя и научно обоснованная.                                          
Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации
Также в рубрике
Главные законы Хаммурапи
Выдающиеся мастера литературы и музыки вдохновляются футболом
Первое путешествие фраков и матрешек
У жителей и гостей донской столицы появилась редчайшая возможность увидеть экспонаты дома-музея М. А. Шолохова в Вешенской
Ты его не бойся
Казачий поп-арт в галерее и аэрогавани
Они прославили Ростов
Инициативная группа жителей Ростова вынашивает идею установления мемориала в память о выдающихся земляках, прославивших свой город, а потом почти поза...
Радостно! Мощно! Ну просто красота!
Так  оценил выставку «Юг России – XII»  первый секретарь Союза художников РФ Николай Боровской
В этом номере