Собеседник
Встреча со звездой
Встречи со звездами экрана – часть профессиональных обязанностей Геннадия НОВИКОВА. С 1970-го по 1993 год он работал в руководстве Управления кинофикации Ростовской области
Подробнее
Культура / №13 от 20 Января 2017 г.

Кирпич с секретом


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
О том, чем может удивить кирпич, рассказывает новая выставка Азовского музея-заповедника

Коллекционированием кирпичей Дмитрий Зенюк увлекся еще в школьные годы.

- И что же, там будут только одни кирпичи? - с удивлением спрашивали у историка Дмитрия Зенюка, одного из авторов выставки «Кирпичный вопрос», даже некоторые  его коллеги.

Кирпич в качестве музейного экспоната непривычен. Первая и единственная до недавних пор на Дону выставка кирпичей состоялась только  несколько лет назад в частной ростовской «Галерее М».

А «Кирпичный вопрос»  -  первый в Ростовской области совместный проект государственного музея и Лиги коллекционеров кирпичей. Эту лигу в проекте представляют три коллекционера: ростовчане Дмитрий Зенюк и Роман Бочарников, а также житель Азова Александр Калугин. 

Для нынешней выставки Азовский музей специально оборудовал витрины. Ведь есть на что посмотреть, к чему приглядеться. Вот хотя бы «бабушка» нынешних глиняных кирпичей — плоская, скорее похожая на плитку,  плинфа. Представленной на выставке плинфе, вероятно, тысяча лет. Ее нашли на развалинах христианского храма за пределами донского края.

А на территории самого Азова, там, где стоял золотоордынский град Азак, сотрудники этого музея обнаружили при археологических раскопках шестигранные кирпичи. Предположительно,  это -  фрагменты какого-то мавзолея.

Сделать кирпич воистину уникальным мог любой человек. И речь вовсе не о творческом озарении. Таким же уникальным кирпич мог стать благодаря кошке или собаке, домашней птице. Вот как это бывало.

- Производство кирпича напоминает пекарное, - говорит Дмитрий Зенюк. - Представьте себе небольшой кирпичный заводик дореволюционной России. Глину, как тесто, вымешивают, формуют с помощью специальных деревянных форм. И прежде чем отправлять в печь, кирпичи  раскладывают во дворе, чтобы подсохли. Но тут, вообразим себе такую картину, на завод приезжает с проверкой приказчик, ступает неосторожно на необсохший еще кирпич, и на сырце  навсегда отпечатывается след каблука.

На выставке несколько примеров такой нечаянной радости коллекционера: кирпичи с отпечатками кошачьих и куриных лапок, козьего копытца. Каждый — чисто эксклюзив!  Дмитрий Зенюк показывает мне  кирпич  из своей коллекции с глубоким следом от прикосновения чьих-то пальцев к еще сырой  поверхности. Подобные  экземпляры попадаются на развалинах старых зданий нередко. У Дмитрия   есть версия, кому бы такие отпечатки  могли принадлежать:

- Если произвести исследование кирпичей с отпечатками пальцев, думаю, выяснилось бы, что это отпечатки пальцев подростков.  Есть сведения, что их труд широко использовался в кирпичном производстве, хотя работа не по возрасту тяжелая.

А что бы подумали вы, увидев словно вырезанную на кирпиче подкову? Что это — след лошади? Или что кто-то сделал это изображение на счастье: пусть родные стены еще лучше помогают?

Не то и не другое.  Вот монетку, «инкрустирующую» соседний экспонат, вероятно, и вправду вдавили в его свежую глину на счастье.  А  подкова  на кирпиче - это клеймо. Так  помечали свою продукцию производители кирпича из рода Спечинских. Были они дворянами. Герб Спечинских украшало изображение подковы.

Вообще с клеймами связана львиная доля кирпичных загадок.

- Клеймить кирпичи в обязательном порядке в России стали по закону 1847 года, - поясняет Дмитрий Зенюк.

Вроде технический момент, направленный на усиление ответственности производителя за качество продукции, но какими только сюрпризами не одаривают  теперь коллекционеров  клейменные находки!

Возможно, вы слышали о кирпичной бабе? Несколько кирпичей с изображением трапециевидной человеческой фигурки обнаружил однажды на развалинах строения в ростовской Нахичевани Роман Бочарников. За этим изображением вскоре и закрепилось  название кирпичной бабы. Одну из таких баб можно увидеть на этой выставке. Ее секрет все еще не разгадан.

А увлеченность Дмитрия Зенюка загадками старинных кирпичей началась с таинственных букв на клеймах. Это необычная история.

Дмитрию было тогда лет десять, семья отдыхала на даче в селе Маргаритово. Однажды неподалеку отец увидел хорошие, крепкие кирпичи, которыми в давние времена была выложена хозяйственная яма. Теперь они валялись  на берегу. Отец сказал детям взять тачку и привезти кирпичи на дачу: сгодятся!

Он сам обратил внимание Дмитрия на необычную (закругленную) форму некоторых из этих кирпичей и рассказал, что такими могли выкладывать стенки колодца. Сына это почему-то сильно впечатлило. Когда же Дмитрий разглядел  на других кирпичах (уже строгой формы)  буквы какого-то чужого алфавита, он попросил не пускать их в дело, а оставить ему. 

Человеку, мало-мальски знакомому с письменностью разных народов, эти буквы могут показаться греческими. А поскольку на юге нынешней Ростовской области  раньше проживало немало переселенцев из Греции, и Дмитрий, и его отец посчитали, что эти буквы — точно греческие. 

То, что это не так, Дмитрий узнал только в студенческие годы, когда познакомил со своими находками университетского  специалиста в области филологии. Тогда чей  же это алфавит?

Сегодня известно наверняка: староалбанский! Чтобы подтвердить эту версию, на Дон даже приезжала  этнолингвистическая экспедиция, которую возглавил почетный консул Албании в Санкт-Петербурге Александр Новик.

Ныне в ходу у албанцев латиница. Но в прежние времена албанцы-христиане, желая избежать турецкого влияния и  сохранить свою самобытность,  пользовались оригинальным алфавитом. Он же использовался ими в тайной переписке.

Вы спросите, какая связь между этим алфавитом и находками кирпичей в селе Маргаритово?  Так ведь основателем Маргаритово  был греко-албанский переселенец Маргарит Мануилович Блазо. Существование до революции в Маргаритово кирпичного завода подтверждено документально.

 И все же загадки по-прежнему остаются. Почему на этих кирпичах буквы аж трех разновидностей староалбанского алфавита? Что в данном случае эти буквы означают?

Возможно, ответы на эти «кирпичные вопросы»  будут найдены. Ведь поиск  не прекращен, и коллекция расширяется.

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации
Также в рубрике
От угла – к овалу
Ростовская филармония принимала именитую гостью – народную артистку России Юлию Рутберг. Она приехала в Ростов, где бывала уже не раз, с программой «К...
Сквозь время
В ростовском Доме кино состоялся предпремьерный показ военнофантастического фильма «Рубеж»
Леди Шарм
Самый демократичный конкурс красоты провел в субботу ростовский «Имидж Центр».
В ожидании сказки
Необычная выставка проходит в эти дни в Ростовском доме журналистов
Доброволец Закруткин
В Ростовском музее русско-армянской дружбы открылась закруткинская выставка