Культура / №117 от 07 Апреля 2017 г.

Засекреченный подвиг


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Первыми на Дону новую ленту о космосе «Время первых» увидели зрители киноцентра «Большой». Там же состоялась встреча с исполнителем главной роли Евгением Мироновым.

На волосок от смерти

«Дверь в Космос открыта!», «Двадцать минут, которые потрясли мир!», «Слава творцам подвига!», «Героизм народа, триумф страны». Такие заголовки украшали первые полосы советских газет после возвращения на землю экипажа космического корабля «Восход-2» в составе командира корабля Павла Беляева и пилота Алексея Леонова.


«Восход-2» стартовал с космодрома Байконур 18 марта 1965 года в десять утра по московскому времени. Спустя полтора часа Алексей Леонов стал первым в мире человеком, который вышел в открытый космос. Его пребывание там продолжалось 12 минут девять секунд. За это время «Восход-2» пролетел расстояние от акватории Черного моря до Якутии.

Свою строку в историю космонавтики вписал и Павел Беляев: из-за технического сбоя в автоматике ему пришлось осуществить приземление космического корабля в ручном режиме. Это тоже было впервые.

Страна и весь мир узнали о том, что полет «Восхода-2» и выход в открытый космос прошли успешно. Если судить по конечному результату, это действительно так. Но за 26 часов и две минуты полета семь раз возникали нештатные ситуации. По крайней мере, в трех случаях экипаж оказывался на волосок от смерти. Достоянием гласности это стало лишь многие годы спустя. А тогда надо было показать, что СССР не только обогнал Америку в освоении космического пространства, но и во всем, связанном с космической техникой, буквально и в переносном смысле находится на высоте.

Для Евгения Миронова его кинокосмическая одиссея началась с документального фильма о первом выходе человека в космос, сделанного уже в наше время, без умолчаний по соображениям идеологии. 

– Эта история меня потрясла, – вспоминал Миронов на встрече с донскими журналистами, которую организовал киноцентр «Большой». – Я понял, что про Леонова надо снимать художественный фильм. Это – настоящий герой. История полета на «Восходе-2» настолько насыщенна, страшна и потрясающа, что ничего не нужно было менять в угоду жанру – экшену. Любой голливудский сценарист обзавидовался бы.

К примеру, на восьмой минуте в открытом космосе Алексей Леонов обнаружил, что началась деформация скафандра. Скафандр раздулся, перчатки перестали сгибаться. Лишь нарушив, на свой страх и риск, инструкцию, Леонов остался жив и смог вернуться на корабль. 


У Голливуда – танк, у нас – ракета

– Вот был фильм «Ярость» с Брэдом Питтом, там внимание было сосредоточено на действиях танкиста. После этого фильма у зрителей оставалось ощущение, что теперь они тоже знают, как управлять танком. Я думаю, что после «Времени первых» у многих возникнет ощущение: я знаю, как управлять космическим кораблем, – сказал Евгений Миронов.

С ним трудно не согласиться. Действия экипажа показаны так последовательно и четко, что любой может сказать: пошлите меня в космос – вернусь с победой, подготовившись к полету по этому фильму, как по самоучителю!

Это, конечно, иллюзия, подкрепленная еще зрелищем того, как в самой серьезной нештатной ситуации космонавты вспарывают внутреннюю обшивку «Восхода-2», там – змеятся провода, и вот он – ключ к большой технической тайне…

На самом деле устройство «Восхода-2», дедушки нынешних космических ракет, все еще засекречено. Художник-бутафор картины Александр Рыбкин рассказывал, как консультант фильма от ракетно-космической корпорации «Энергия», увидев начинку копии этого корабля, построенной специально для съемок, не на шутку встревожился: где взяли приборы? Его успокоили: бутафория.

Ощущение сопричастности к полету и выходу в открытый космос увеличивается благодаря формату 3D. 

– Работа в формате 3D – это мука мученическая, – тяжело вздохнул Евгений Миронов. – Особенно когда снимали земную часть истории. Сам этот аппарат – какой-то динозавр с огромной головой, не приспособленный к работе в условиях суровой зимы. А у нас съемки в Пермском крае, куда приземлился «Восход-2», а там – температура не выше минус двадцати пяти градусов…

Но, судя по фильму, динозавра удалось укротить. Над созданием спецэффектов трудилась интернациональная команда. В том числе и люди из Голливуда. Даже разработали на студии свою систему дополненной реальности, которая смогла превратить черный павильон в убедительную картину открытого космоса.

«Мы с Костей – тоже разные»

«Он мне спать не давал, он с восходом вставал, а вчера не вернулся из боя». Этими строками Высоцкого можно, наверное, обрисовать и взаимоотношения космонавтов Беляева и Леонова. К счастью, из боя вернулись оба. Но прожил Беляев потом недолго: скончался в 1970-м в возрасте сорока четырех лет от перитонита. Алексей Леонов, ставший главным консультантом картины «Время первых», посвятил этот фильм ему – своему другу и командиру.

Но какие же они были разные!.. При этом Леонов не хотел лететь в космос с другим человеком, доверял, как себе, только Беляеву. Если в смертельно опасный полет (а то, что это так, для него было очевидно: ракета-дублер взорвалась во время испытаний за три дня до старта «Восхода-2»), то – только с Пашей! 

– Работа с Костей Хабенским – это мой счастливый случай. Мы пригласили его в фильм без кастинга. Костя внешне похож на Беляева, – так ответил исполнитель главной роли и сопродюсер картины Евгений Миронов на вопрос о своей первой встрече с Хабенским на съемочной площадке. – Леонов не раз нарушал инструкции, благодаря чему экипаж остался жив, Беляев – офицер, верный долгу, который прежде думает о долге, а потом о себе. Они – разные, и мы с Костей – тоже разные. Но с ним бы я пошел в разведку.

В Косте чувствуется питерская порода: сдержан, интеллигентен. Эти съемки были непростым делом и в плане физическом, и в психологическом. Не знаю, как у меня получилось бы, окажись на месте Кости другой человек.

Для работы в этом фильме Миронов и Хабенский прошли курс тренировок, разработанный на основе программы подготовки космонавтов. В общей сложности отдали этим занятиям более четырех тысяч часов: требовалась отличная физическая форма. Ведь они сами, а не дублеры, «зависали» во время съемок космических эпизодов на тросах в 30-килограммовых скафандрах.

Еще один герой, который стал эмоциональным центром фильма – это генеральный конструктор Сергей Королев. 

Королев в этой картине не скрывает инакомыслия, несогласия с замшелыми идеологическими установками, у него экспромтом рождаются афоризмы. 

– Это таким Королев запомнился Алексею Леонову? – поинтересовалась я у Миронова.

– Королев был значительной личностью. У нас не портрет, воссозданный с документальной точностью, но мы были бы рады, если бы в сознании молодого зрителя он остался именно таким.

Пригласить на эту роль Владимира Ильина – тоже идея Миронова: «Наш фильм – это блокбастер. В нем по закону жанра не так много драматических сцен. Многое сказать надо было взглядом, без слов. И так, чтобы чувствовалась глубина характера. Не каждый это может. Володе удалось».


Мечта, ставшая фактом

Отдельные эпизоды этого фильма трудно смотреть без слез. Например, тот, когда перед Королевым поставлена задача обеспечить старт «Восхода-2», опередив американцев. Генеральный конструктор понимает, что это риск, авантюра. Испытательный запуск прошел неудачно, а незадолго перед тем погиб человек, участвовавший в техническом оснащении космического корабля. Погиб из-за форсирования темпов, из-за того, что не все еще было выверено.

 Королев готов отсрочить полет «Восхода-2»: жизнь космонавтов дороже. А Леонов, узнав об этом, говорит: «Да как же?» Он вспоминает, как его мамка, оставшись после ареста отца одна, на сносях, с детьми, не отчаялась, выжили Леоновы с помощью добрых людей. Как все его дядья погибли в войну, и в редкой советской семье обошлось без утрат, но ведь зато победили! Неужто им с Пашей теперь отступить, когда они в шаге от такого важного дела?..

Вот и наворачивается слеза от гордости за наших людей. На встрече намекнули на то, что неслучайно фильм появился именно сейчас, когда снова сложности в отношениях с Америкой, шумная волна патриотизма…

– Меня эта история с Леоновым и его полетом потрясла проявлениями человечности. Фильм не про гонки с Америкой, и если про патриотизм, то не про тот, замусоленный в наши дни, а про настоящий, – возразил Миронов. – У Леонова в 1937-м не за что посадили отца, Королев сам сидел. Но они, их друзья, другие люди, вероятно, тоже претерпевшие от властей, собрались вместе, чтобы без обид на страну осуществить свою мечту – покорить космос.

…И – еще об одной сбывшейся мечте. Алексей Леонов в кабине «Восхода-2» рисует. Беляев советует отдохнуть после пережитых ими нештатных ситуаций, расслабиться, а Леонов шутит. Не могу, мол, отдыхать, из Третьяковки сообщили, что ждут мои работы и повесят их рядом с «Мишками» Шишкина.

– Алексей Архипович Леонов – серьезный художник, – убежден Евгений Миронов. Эксперты в области изобразительного искусства того же мнения: в день всероссийской премьеры фильма «Время первых» живописное полотно Алексея Леонова пополнило собрание Третьяковской галереи. А в Театре Наций, которым руководит Евгений Миронов, накануне открылась целая выставка живописи первого в мире космонавта, шагнувшего в открытый космос.

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации
Также в рубрике
Незакатное счастье мое
В хуторе Пухляковском Усть-Донецкого района прошел ежегодный литературно-фольклорный фестиваль «Калининское лето». Посвящен он был творчеству известно...
Что взять из прошлого в будущее?
– решали члены рабочей группы Комитета по охране объектов культурного наследия (ОКН) Ростовской области
Прощай, модерн?
В результате незаконных ремонтных работ донская столица может потерять еще два памятника архитектуры в редком для Ростова стиле модерн. Чтобы предотвр...
Путешествие из Азова в Азак
На XIV Всероссийском фестивале военно-исторических клубов «Осада Азова» не было зрителей – каждый гость становился участником действия – таким высоким...
В парк. Почитать...
В Ростовской области набирают популярность так называемые уличные библиотеки
В этом номере