Культура / №194 от 09 Июня 2017 г.

Ростовская область: от А до Я (Г)


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Интересные, а порой и неожиданные факты донской истории, неувядающие имена наших земляков и тех легендарных личностей, которые способствовали процветанию донской земли, – все это вы найдете в Краткой энциклопедии Ростовской области, которую мы составили в честь ее 80-летия

Географический центр

Территория Ростовской области – это 475 километров с севера на юг и 455 – с запада на восток. Ее самая северная точка - в Верхнедонском районе, самая южная – в Песчанокопском, самая западная – в Неклиновском, а самая восточная – в Заветинском.

Географический центр Ростовской области находится в Тацинском районе. В отличие от географического центра донской столицы, памятным знаком он пока не отмечен. Впрочем, знак географического центра Ростова, вкопанный в Большую Садовую у входа в центральный городской парк им. М. Горького, – довольно условный. По расчетам экспертов, географический центр донской столицы приходится на малоизвестный даже коренным ростовчанам переулок Псковский, расположенный в давно обжитой части города, которая по сей день, однако, называется Новым поселением.


Гений места

Древние римляне называли так духа-покровителя данной территории, благодаря которому она обладает неповторимыми особенностями. Таких самобытных уголков на Дону немало. Но это понятие еще нередко связывают либо с родиной выдающегося человека, либо с тем местом, где он провел знаковый для своего творчества период, когда ему работалось хорошо и плодотворно. То есть с теми локациями, которые стали впоследствии домами-музеями, музеями-заповедниками.

Присутствием гения места отмечен, безусловно, Таганрог – город, в котором родился, провел детство и юность Чехов. В числе таких территорий – станица Вёшенская, где находится музей-усадьба Шолохова. А еще такой дух витает над хутором Пухляковским - там в течение многих лет жил и работал писатель Анатолий Калинин, над станицей Кочетовской, бережно сохраняющей память о писателе Виталии Закруткине. «Здесь особая аура», - говорят и посетители домов-музеев выдающихся художников: лирика Ивана Крылова и родоначальника советской батальной живописи Митрофана Грекова. Оба этих дома-музея, в которых все как при жизни их хозяев, расположены в Новочеркасске.

«Гигант»

Это первый из десятка крупных зерновых хозяйств, созданных по решению ЦК ВКП(б) в 1928 году, чтобы совершить революционный рывок в производстве зерновых культур. «Гигант» стал крупнейшим в мире землевладельцем и оставался им на протяжении ряда лет. На его полях появились первые из закупленных Страной Советов за рубежом мощные по тем временам зерноуборочные комбайны.

В момент основания этого Зерносовхоза №1 в сальских степях, где он раскинулся, было менее десяти процентов пахотных земель. Преобладали целинные и залежные.

Одновременно с освоением целины для рабочих зерносовхоза строился поселок Гигант, который должен был стать образцом нового советского быта, устроенного разумно и рационально. С разных уголков Страны Советов, из-за рубежа в Зерносовхоз № 1 приезжали… туристы, чтобы увидеть чудо ударного строительства в степи передового сельскохозяйственного производства. Только в 1930 году эта фабрика зерна приняла 50 тысяч туристов! 

К 1934 году советское правительство пришло к выводу, что управлять на местах такими огромными хозяйствами (Зерносовхоз №1 раскинулся на площади в 240 тысяч гектаров) проблематично. И фабрики зерна разукрупнили. Зерносовхоз № 1 разделили на четыре хозяйства, одно из которых, расположенное в Сальском районе, сохранило имя «Гигант». Оно еще долго считалось образцово-показательным.

В 1978 году в честь 50-летия «Гиганта» в СССР выпустили почтовую марку. Первые шаги строящегося «Гиганта» Вениамин Каверин описал в романе «Открытая книга».


Горельеф как вызов времени

Донская столица гордится своей главной архитектурной достопримечательностью – театром в форме трактора, а главная достопримечательность этого здания – горельефы скульптора Королькова «Гибель Вандеи» и «Железный поток».

Искусствовед, академик Российской академии художеств Валерий Рязанов считает, что на этих горельефах донской казак Сергей Корольков первым среди скульпторов показал последовавшую после Октябрьской революции гражданскую войну как противостояние равных по физической силе и духу.

Первое упоминание в СМИ о Королькове появилось на страницах нашей газеты. Тогда он был еще только талантливым самоучкой с хутора Шмат Азовского района. Отчасти благодаря этой публикации Королькова направили на учебу в академию художеств. Но в академии он пробыл недолго: мэтры решили, что своими премудростями только испортят его яркую индивидуальность.

В самом начале работы в управлении строительства театра (Королькова зачислили туда как художника-скульптора), в апреле 1933 года, он был арестован по обвинению в антисоветской агитации, но уже через две недели вновь трудился в своей мастерской. Неофициальная версия: власти сознавали, что лучше Королькова никто горельефы для будущего уникального здания не сделает, вот и отпустили. Возможно, за Королькова и вправду хлопотал кто-то влиятельный. А, может, со следователем повезло. Хотя Корольков не скрывал своего несогласия с советской властью по ряду вопросов, следователь сделал вывод, что имело место лишь несколько случаев антисоветских высказываний со стороны Королькова, но они не носили характера агитации. 

Ряду нынешних краеведов представляется, что уже в самом названии одного из горельефов «Гибель Вандеи» (вариант – «Донская Вандея») заключена антисоветская крамола, опасный намек. Вандея – это оплот французской контрреволюции 1793 года. Что ж антисоветского в «Гибели контрреволюции»?

 Оставляя в феврале 1943 года под натиском Красной армии Ростов, в котором хозяйничали полгода, оккупанты взорвали театр-трактор. Однако часть здания с гипсовыми горельефами не пострадала.

Ростовское региональное отделение ВООПиК предлагает сделать копию горельефов Королькова для демонстрации в музее.

Говорим и гутарим

Донские говоры эксперты относят к говорам позднего формирования, которые сложились не раньше XVI века. При этом речь казаков Нижнего Дона отличается рядом особенностей от верхнедонской. В речи нижнедонских станиц заметно малороссийское влияние. 

Однако четкие границы распространения живого говора определить непросто. То, что в ученых статьях называют особенностями верхнедонской речи, нередко можно услышать и на Нижнем Дону. К примеру, «вышню» вместо «вишни» или слово «громадный», превращенное верхнедонским способом в «агромадный».

Изучением казачьих говоров ученые и фольклористы Ростовской области занимаются с самого ее создания. Еще 24 марта 1937 года наша газета сообщала о создании научно-исследовательского кружка при кафедре русского языка Ростовского педагогического института, который ставил своей целью изучение истории донского казачества и донских говоров. Это было заданием академии наук.

По мнению экспертов, донские говоры хорошо сохранились благодаря высокой значимости в глазах казаков всего, что связано с казачьей культурой. И сегодня на шермициях (военно-спортивных казачьих играх), военных смотрах или даже во время традиционной побудки на фестивале «Шолоховская весна» в станице Вёшенской не услышишь универсальных приветствий «Здравствуйте!», «Добрый день!» или «Доброе утро!». Здесь говорят: «Здорово ночевали?» Ответ знает каждый казак, даже «асфальтовый», не в первом поколении горожанин: «Слава богу!».

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации
Также в рубрике
Конкурс «Лицо на обложку» продолжается
Дорогие жительницы Ростовской области, у каждой из вас пока есть возможность стать девушкой с обложки октябрьского выпуска газеты «Аксинья». 
Ростовская область: от А до Я (У)
Интересные, а порой и неожиданные факты донской истории, неувядающие имена наших земляков и тех легендарных личностей, которые способствовали процвета...
Я родом из Ростовской области!
Во второй раз Ростов собрал наших знатных земляков, проживающих сегодня за пределами нашей области
А также герцог и садовод
В Ростовском «Шолохов-центре» открылась выставка «Четыре жизни Чехова»
«Время мечей»: живая история
Над Миусом – ароматный дымок от костра на берегу. Женщина в старинном славянском платье хлопочет, готовя пищу в котелке. В шатре на столе – глиняная и...
В этом номере