Собеседник
Современная древность
В V-IV в.в. до н. э. в дельте Дона стояло Елизаветовское городище. Экономический, политический, административный центр Нижнедонского региона. Сейчас схожую роль основного регионального центра выполняет Ростов-на-Дону, только уже как южная столица России. И это неслучайно. В истории развития территорий существует своего рода цикличность.
Подробнее
Культура / №205 от 23 Июня 2017 г.

Рояль как взлетная площадка


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Музыкант Дмитрий Кривоносов –о пути в профессию, идеале учителя и рояле Билана

Знак метели

Кто-то из знаменитых однажды заметил, что стихия, не на шутку разыгравшаяся накануне концерта,  - это тест на отношение публики к артисту. В прошлом январе в Курске за пару дней выпала месячная норма осадков, все вокруг замело и заснежило. Жителям не рекомендовалось выходить на улицу без особой необходимости. Концерт заслуженного артиста Ингушетии солиста Ростовской филармонии Дмитрия Кривоносова куряне  отнесли как раз к тому, без чего не обойтись и в метель.

В этой ситуации, совпавшей с приездом музыканта,  можно было при желании усмотреть даже некий знак. Ведь курская земля – это малая родина гениального Георгия Свиридова, а одно из самых известных его произведений – музыкальная иллюстрация к повести Пушкина «Метель». Как бы то ни было, а  проверку  непогодой Дмитрий Кривоносов прошел успешно. Как сообщалось потом в местных СМИ, музыкальная классика в виртуозном исполнении ростовского пианиста наполнила тот филармонический вечер теплом и светом.

Во время курских гастролей Дмитрий Кривоносов совершил музыкальное приношение Свиридову, выступив еще в Фатеже,  в доме, где прошли детские годы будущего композитора. Ныне там музей Георгия  Свиридова и детская школа искусств, которая носит его имя. Многие музыканты, бывая в Фатеже, дают  в этих стенах  концерты или мастер-классы, но не у каждого в биографии есть своя, почти по Свиридову, метель…


Больше чем учитель

На одном из русскоязычных сайтов ближнего зарубежья можно найти интересные   «Уроки музыки», способные наполнить жителей Донского края особой гордостью. К примеру, урок мелодики иллюстрируется «Временами года» Чайковского. А звучат эти двенадцать месяцев  в исполнении (в записи) двенадцати музыкантов разных стран, фортепианных школ, поколений. Среди них – ростовчанин Дмитрий Кривоносов, играющий пьесу «Август».

Наверно, многим юным слушателям подобных уроков интересно узнать, как стать таким музыкантом, чтобы исполненные тобой музыкальные произведения включали в «Избранное»? Да и вообще – концертирующим пианистом как стать?

Дмитрию Кривоносову повезло родиться  в семье музыкантов, музыка волновала его с самых ранних лет. Когда сверстники с упоением играли в войнушку и, не имея под рукой игрушечного оружия, брали в руки палку, воображая, что это меч или автомат, он такую же корягу превращал силой  фантазии в скрипку.

Хорошо родиться в музыкальной семье, рано ощутить в себе художественные способности. Но есть  важное условие, без которого состояться в музыкальном мире невозможно: надо встретить хорошего учителя.

- Не знаю, как сложилась бы судьба, если бы не посчастливилось учиться у таких талантливых педагогов Ростовской консерватории, как Сергей Иванович Осипенко и Владимир Александрович Денежкин, - говорит Дмитрий Кривоносов.

Встреча с профессором Осипенко вообще перевернула и его планы на ближайшие пять лет, и представление о самом себе. В то время Дмитрий оканчивал  музыкальное училище и собирался, по совету мамы, продолжать обучение в Москве. Там, в знаменитой Гнесинке, учились в свое время его родители, а в Ростов приехали уже по распределению. Но под впечатлением от мастерства, эрудиции, масштаба личности Осипенко Дмитрий решил не искать счастье за семью горами, когда в Ростовской консерватории есть учитель, о котором только можно мечтать:  

- Сергей Иванович своим отношением к ученикам напоминает мне терпеливого ученого, который кропотливо, изо дня в день трудится в лаборатории, наблюдая, как созревают взращенные им всходы, чутко улавливает тот момент, когда пора подвести ученика к новой ступени мастерства.

Недавно после выступления в одной из донских музыкальных школ местные телевизионщики спросили Дмитрия Кривоносова: «Для кого играть труднее: для взрослых или детей?». В ответ услышали:

- Музыканту никогда нельзя терять ощущение того, что в зале находится очень внимательный и взыскательный слушатель.

Это из тех профессиональных секретов, которые открывали для Дмитрия Кривоносова его учителя.


«Я не конкурсный музыкант»

Эту фразу я услышала от лауреата международных конкурсов Дмитрия Кривоносова, когда попросила рассказать о музыкальном состязании в Японии, в котором отличились он и его друзья. Дмитрий участвовал в этом соревновании в составе трио, и этому ростовскому трио жюри присудило Гран-при.

К конкурсам, как выяснилось, у этого музыканта отношение двоякое:  есть понимание того, что звание лауреата и для организаторов концертов, и для публики весьма значимо.   Но в то же время есть и убеждение в том, что победа в конкурсе – не самое важное в жизни музыканта.

Впрочем, конкурс конкурсу рознь.

- В Италии теперь едва ли не каждая деревушка стала учредительницей собственного международного музыкального конкурса, - рассказывает Дмитрий Кривоносов. – Однако авторитетных среди профессионалов конкурсов – во всем мире по пальцам пересчитать.

Международный конкурс камерной музыки в Осаке – из их числа. У ростовского трио, покорившего публику и судей, был необычный состав: пианист и два домриста – Михаил Савченко (ныне ректор Ростовской консерватории) и его дочь Алена. Но необычные комбинации инструментов на этом конкурсе не в диковину. Гран-при ростовским музыкантам присудили не за оригинальный состав, а за мастерство.

Самой большой наградой для наших артистов стало приглашение проехать с гастрольным туром по всей Японии.

- Что больше всего удивило вас во время этих гастролей?

- Всюду, где мы выступали, будь это концертный зал в Токио или в маленьком провинциальном городке, на сцене  стоял великолепный рояль «Стейнвей», а за кулисами находился его настройщик, готовый исполнить любое пожелание музыканта. Для многих российских концертных залов это что-то из области фантастики. Удивляла тишина, которая воцарялась во время выступлений: полная, какая-то невероятная.

- Вы ехали на гастроли с музыкальным сюрпризом?

- У организаторов этого тура была просьба включить в концертную программу что-нибудь с японским национальным колоритом. Нас выручил наш общий друг ростовский композитор Алексей Хевелев. Специально для этого трио он написал пьесу на основе популярной в Японии песенной мелодии. Слушателям очень понравилось.


Поможет ли рояль Димы Билана?

- Дмитрий Викторович, пару лет назад многие СМИ сообщали о «Танцах с фортепиано» - вашем дуэте с пианистом Александром Яковлевым. Очевидно, что впечатлило яркое название. Трудно вообразить, какой поднялся бы фурор, если бы на сцене кто-то в самом деле предпринял попытку таких  танцев. Время заставляет исполнителя академической музыки быть немножко шоуменом?

- Шоу сегодня предостаточно и на телеэкранах, и в концертных залах. Зачем этой карнавальной стихии вторгаться еще и в академическую музыку? Шоу – это эмоции яркие, но довольно поверхностные. У людей, одних – чаще, других – реже, все же  возникает потребность и в глубоких переживаниях, во встречах   с искусством, которое хотя бы немножечко возвышает и облагораживает. Наши «Танцы с фортепиано», кстати, не были шагом в сторону эстрады. Это был поиск новых форм и средств выразительности на своей территории.

- Есть такое мнение, что знаменитый рояль Димы Билана, из которого бесконечной чередой вылезали какие-то странные персонажи, способен пробудить интерес к этому инструменту, а там, глядишь, и к классической музыке…

-   В эффект популяризации инструмента через фокус с бездонным роялем верится мало. Научить слушателя понимать и глубоко чувствовать музыку – это большой, долгий, кропотливый труд. Ростовская филармония взяла на себя эту колоссальную миссию несколько десятилетий назад, когда начала разрабатывать музыкальные программы для самых маленьких, включая детсадовцев, и продолжает ее по сей день. Поэтому у нас на концертах серьезной музыки всегда можно встретить тех, для кого посещение филармонии – это уже семейная традиция.

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Как песню сочинить?
Этот  вопрос мы услышали от нашей читательницы из глубинки 
Баян им в помощь!
Меха, кнопочки, чёрные да белые – баян в музее зимовниковской школы №1 на видном месте. Не новый, но в очень даже приличном состоянии. Невольно захоте...
Не мытьем, так катаньем
В собственность РПЦ переходит еще одно здание Старочеркасского музея-заповедника
Подарила мужу танк
Вправе ли кинематографисты переделывать биографии реальных людей?
Столетний – тоже современник
Ростовский музей современного изобразительного искусства посвящает новую выставку вековому юбилею донского художника Михаила СЫЧЕВА. 
В этом номере