Культура / №225 от 14 Июля 2017 г.

Открыть в «Парамонах» музей хлеба


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Откликнувшись на публикации «НВ» о Парамоновских складах, эту идею предложил редакции наш читатель Валерий Чеснок, человек легендарный – не побоимся этого слова! Более 30 лет он возглавлял археологический музей-заповедник «Танаис», является автором многочисленных публикаций об этой самой северной греческой колонии и античности на Юге России. Кому же, как не ему, судить о том, что можно разместить в исторических стенах зерновых складов.

Эти ветряные мельницы, бывшие некогда привычным элементом пейзажа в Миллеровском районе, теперь можно увидеть только на фотографиях.

Валерий Федорович напоминает, что ростовская набережная имеет две исторические архитектурные доминанты: старинный мельничный корпус с элеватором и Парамоновские склады. Если посмотреть на старые фотографии Ростова, то видно, что между ними – сплошной грузовой порт для хранения зерна, его погрузки и разгрузки. Действительно, в XIX веке «захолустный городишко», как называли Ростов в местных газетах, поднялся и расцвел именно на торговле зерном. Этим он повторил биографию античного Танаиса, возникшего в III веке до новой эры и просуществовавшего до V века после Рождества Христова. Оба города «проросли» именно на торговле хлебом. Главное место Ростова XIX века – набережная. Именно от нее бежали верх первые улицы и переулки, именно вокруг нее и старого базара формировались первые городские кварталы. Все нынешние памятники истории и культуры, украшающие Ростов, – это бывшие дома и особняки известных купцов, разбогатевших на торговле зерном прямо или косвенно. Именно благодаря торговле хлебом был построен и трижды перестраивался железнодорожный мост через Дон, по которому шли эшелоны с зерном. Для увеличения длины причалов был прорыт знаменитый Ковш. Первый на юге страны элеватор, ныне памятник промышленной архитектуры, был построен в 1909 году именно в Ростове. Потому нет нужды говорить о том, что зерновая торговля определила судьбу исторического Ростова и сформировала его облик, а Парамоновские склады – едва ли не последний памятник этому славному прошлому.

Валерий Федорович вспоминает: из разговоров со старожилами села Чалтырь он узнал, как был выведен знаменитый сорт твердой пшеницы, из которой теперь итальянцы изготовляют свои известные макароны. Оказывается, чтобы отобрать самые крупные зерна, за стол садилась вся семья, сортируя их. Этот отбор продолжался из поколения в поколение на протяжении десятилетий. 

Исходя из своего многолетнего опыта работы в музее, Валерий Федорович убежден, что включение в музейную практику показа таких нехитрых процессов, как ручной помол зерна на жерновах и зернотерках, замес теста и выпечка каравая, привлечет внимание туристов, особенно детей. Создание такого музея будет и своеобразным покаянием перед прадедами – увы, многое мы не уберегли. Недавно на Дону были разрушены последние ветряные мельницы...

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Звери на грани
Сергей Строганов борется за жизнь редких животных с помощью карандаша. Его триптих «Не вижу. Не слышу. Не скажу» положил начало проекту «Посланники ми...
Кто получит главный приз фестиваля «Bridge of Arts»?
IV Международный фестиваль мотивационного кино и спорта «Мост искусств» (Bridge of Arts) назвал десятку кинолент, которые будут участвовать в конкурсн...
Дни польской культуры открываются в публичке
18 октября в Донской публичной библиотеке открываются дни польской культуры.
Кино у моря
Оказывается, не кто иной, как выпускник ростовской гимназии донской казак Александр Ханжонков открыл город Сочи в качестве прекрасной площадки для съе...
Блестящий тур Екатерины
Его безмолвные свидетели впервые прибыли на Дон
В этом номере