Культура / №358 от 03 Ноября 2017 г.

Иван и Жар-птица


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Ростовский академический молодежный театр поставил спектакль «Варшавская мелодия» по одноименной пьесе Леонида Зорина

Виктор и Геля (артисты Евгений Фарапонов и Людмила Мелентьева).

Эта пьеса в свое время – в конце 1960-х – начале 1970-х годов была очень популярна. Ее ставили во многих советских театрах, но особенно известен и любим был фильм-спектакль Рубена Симонова с Юлией Борисовой и Михаилом Ульяновым. 

Сюжет пьесы таков: зимой 1946 года на концерте Шопена в Москве Виктор, недавний фронтовик, знакомится с иностранкой Геленой. Оба они студенты. Он – будущий винодел, она приехала в Москву из Варшавы, чтобы выучиться на камерную певицу. Между молодыми людьми вспыхивает чувство, дело идет к свадьбе, как вдруг в СССР принимают закон, запрещающий заключать браки с иностранцами. Геля умоляет Виктора что-то придумать, чтобы спасти их любовь, он же – сильный! – он обещает, но плетью обуха не перешибешь. Виктора и Гелену ждут еще две встречи – в Варшаве и Москве, десять и двадцать лет спустя. И хотя они будут убеждаться, что их чувство не угасло, все-таки окажется, что «жили вместе долго и счастливо» – это не про них.

Интерес к этой пьесе возродился в последние несколько лет. Вероятно, «Варшавская мелодия» удовлетворяет потребность зрителей в не только красивых, но еще и умно рассказанных историях о большой любви, в отточенных фразах, которые приближаются к афоризмам. Роль Виктора вошла в репертуар Даниила Страхова, Егора Бероева, Данилы Козловского, Гелену играют Нонна Гришаева и Юлия Пересильд.

В Ростовском молодежном «Варшавская мелодия» появилась благодаря участию театра в Экспериментальной лаборатории Олега Лоевского. Это – всероссийская практика. Заключается она в том, что в местном театре высаживается «десант» из молодых, но уже получивших признание режиссеров, театральных педагогов, и в течение трех дней идут почти непрерывные репетиции и тренинги. В результате создается эскиз спектакля, его дальнейшую судьбу определяют зрители. Эскиз «Варшавской мелодии» представил в прошлом сезоне зрителям Ростовского молодежного театра молодой режиссер из Питера Николай Русский. Зрители проголосовали за превращение эскиза в спектакль.

Каждая постановка «Варшавской мелодии» – это попытка разгадать, что же такого необыкновенного Виктор и Гелена увидели друг в друге. Когда выходил на сцену Михаил Ульянов, было ясно, что это – магия внутренней силы, которая проявляется даже в малейших жестах. Виктор в исполнении Даниила Страхова наделен не только тонкой аристократической красотой, но и врожденной восприимчивостью к искусству: впервые услышал Шопена и проникся его музыкой так, что слеза покатилась по щеке. 

Виктор в ростовской постановке (эту роль играет Евгений Фарапонов) на момент знакомства с Геленой (Людмила Мелентьева) словно только что сошел с советского агитационного плаката. Когда же он называет себя везунчиком, легко возникнуть ассоциации с самым знаменитым героем русских народных сказок, которому всегда везет. Ну, конечно, это тот самый Иван, который и Жар-птицу, если нужно, поймает, и в соревновании за руку прекрасной царевны обойдет всех претендентов. По сказочному статусу так ему положено. Чем-то иным объяснить неугасающую любовь Гелены к Виктору в этой сценической версии непросто. А Гелена для Виктора здесь – словно диковинная Жар-птица. Уже потому, что – иностранка.

Леонид Зорин говорил, что главный мотив его пьесы «Варшавская мелодия» – это обреченность. Николай Русский нашел для этой обреченности пронзительный музыкальный эквивалент: песню Валерия Гаврилина «Гуси-лебеди» (другое ее название – «Любовь останется»): «Но никогда ни в чем не будем каяться// Пусть все забудется – Любовь останется». Эта вещь, которую с большим чувством поет Гелена-Людмила Мелентьева, обладает настолько сильным эмоциональным зарядом, что, пожалуй, послевкусие спектакля – это прежде всего она.

Музыка Шопена, которая у Зорина была ключом к пониманию всей этой неоконченной истории, в спектакле не звучит. Зато в нем есть многоликий персонаж, в пьесе отсутствующий. Это – вахтерша (арт. Раиса Пащенко). Она то воплощает собой бдительного советского гражданина, который всегда начеку, то легко вальсирует в своих огромных – не по размеру – войлочных ботинках, а то вдруг мгновенно переводит фразу, сказанную Гелей по-французски, как бы выдавая этим свое старорежимное прошлое. Остается загадкой, с кем же это странное создание в родстве: с ведьмами или добрыми феями?

В ходе прошлогоднего театрального эксперимента зрители одобрили два эскиза. Сейчас в Ростовском молодежном до спектакля дорабатывают второй. Это – «Взрослая дочь молодого человека». Премьера назначена на конец ноября.

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Капитан Александр Щука презентовал своего «Капитана»
В ДК станицы Кутейниковской Зимовниковского района  книгу своих стихов «Капитан» презентовал  землякам,  членам местного  литерату...
Друг мой ёжик
Возможно, вскоре этот милый зверек войдет в число наших привычных домашних питомцев
Сказки Васнецова оживают в Ростове
«ДонЭкспоцентр» представляет новый мультимедийный проект из серии «Великие русские живописцы»
Музыка городских улиц
Всё чаще на улицах Ростова можно встретить музыкантов, играющих на самых разных инструментах: от простой гитары до экзотического барабана джембе. Эти ...
«Лебёдушки» покорили Азербайджан
В Баку прошел Кубок танца Azerbaijan Open Dance&Cheerleading Cup 2018, собравший не только лучшие коллективы Азербайджана, России, но и международ...
В этом номере