Культура / №381 от 24 Ноября 2017 г.

От хачкара до зурны


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Потомки крымских армян, проживающие в Мясниковском районе, бережно хранят историю и культуру своих предков

Манушак Чубарян приняла активное участие в создании в районе художественной галереи.

Перед поездкой в Мясниковский район я почитала о традициях и обычаях донских армян, чтобы не попасть впросак со своими вопросами.  В селе Чалтырь - центре Мясниковского района – со знанием дела спросила первого встречного: «Есть ли в селе хачкар?» (Хачкар – это камень-крест, одна из святынь армянского народа).  «Конечно! Как без него!»- ответили мне и проводили в самый центр Чалтыря. Там в 1990 году у церкви Сурб-Амбарцум хачкар из красного туфа установили  в память о геноциде армян в 1915-м.

В районном историко-этнографическом музее мне рассказали, что в XII-XIII веках, когда армяне вынуждены были уйти в Крым из разоренной турками и кочевыми племенами своей древней столицы Ани, они брали с собой самое необходимое и везли свои святыни - хачкары. Позже, в XVIII веке, по указу Екатерины II часть крымских армян переселилась в Россию, на Дон. Донские армяне сохранили традицию устанавливать хачкары.


Храмы и родники

Перебравшись на Дон, свои поселения армяне начинали строить с церквей. Им давали названия в честь храмов, оставленных при переселении из Крыма. Армяне никогда не используют по отношению к церкви слово «разрушенная». Говорят: «Наклонная». Это значит - «выпрямится», люди восстановят ее, и туда придут прихожане. Воздвигнутые в XIX веке в селах района церкви являются сегодня действующими и при этом  - памятниками архитектуры. Сурб-Амбарцум, построенная во второй половине XIX века, - своеобразный синтез  средневекового армянского зодчества и русской архитектуры эпохи классицизма.

А еще во всех селах района бьют источники. Они сыграли ключевую роль в период расселения крымских армян на Донской земле. Культ воды у армянского народа - многовековая традиция. Сердцем Чалтыря называют жители села Мец Човах - большой родник. Именно он стал решающим при выборе места для села.


Отменные строители

Этот хачкар установили в память о геноциде армян в 1915 году.Любовь к строительству - одна из характерных черт армян. Это отмечал побывавший в Чалтыре еще в 1793 году географ и путешественник, член Санкт-Петербургской академии наук Петр Палас. Навыки строительства передаются армянами из поколения в поколение. Они даже шутят по этому поводу. У армянского радио спросили: «Правда ли, что Лужков (бывший мэр Москвы) запретил армянам оставаться в гостинице больше чем на три дня? Ответ: «Правда. Три дня они осматриваются, а потом начинают все перестраивать». В этой шутке - лишь доля шутки. Везде, где я побывала, жители довольно активно либо перестраивали, либо строили дома.  В село Крым я ехала  посмотреть народный историко-этнографический музей, где  жители собрали более тысячи экспонатов, книг и документов со времен основания села (начиная с 1779 года) до наших дней. Оказалось, попасть в Дом культуры, где он размещается, нельзя.  Там вовсю идет капитальный ремонт. В советские  времена Дом культуры был одним из лучших в районе. Здесь проводились дискотеки, работали кружки. Кружки, а их – 25, есть и сейчас. После ремонта они, как и экспонаты музея, вернутся в обновленные комнаты и залы.


«Ани» и не только

А еще мясниковцы любят петь и танцевать. Ни один праздник не обходится без выступлений хореографических коллективов и ансамблей. Их здесь больше десятка. В том числе -  знаменитый ансамбль донских армян «Ани». «В «Ани» в разное время участвовали все художественные руководители ведущих творческих коллективов нашего района», - говорит Манушак Чубарян, начальник отдела культуры и молодежной политики администрации Мясниковского района. Она сама тоже выступала в «Ани». Привел ее в творческий коллектив муж-музыкант. У Манушак Ованесовны - вся семья музыкальная, начиная с деда. Она человек творческий. Жители сел, съехавшиеся в Чалтырь на 235-летие образования армянских поселений на Дону, до сих пор вспоминают самобытно оформленную в центре села этнографическую улицу «История через века». На стенах домов были вывешены баннеры - принты, отражающие быт и культуру семейных традиций донских армян. Идея проекта принадлежала Манушак, а его авторами стали известные художники Степан Зограбян и Александр Лютов.

Есть в районе народный театр, театр песни и танца «Звезда надежды», ансамбль духовной музыки «Зангер», детская школа искусств. Даже художественная галерея. Идея создать галерею принадлежит тоже Манушак. Правда, мало кто верил, что у нее это получится. Поддержал инициативу глава администрации Мясниковского района Владимир Килафян.

В просторном зале галереи - выставка картин Калуста Мовсесяна. Почти все полотна  - донские пейзажи, написанные в необычной для донских художников манере импрессионизма. «Ничего удивительного, - объясняет Манушак Ованесовна, - Калуст - ученик художника Тимофея Теряева. Он всех своих учеников влюбил в импрессионизм».

Была у Манушак мечта открыть в районе казачий центр. Его открытие состоялось в октябре в хуторе Хапры. «Мы счастливые люди, - говорит о земляках Манушак Ованесовна. - Мы знаем два языка и две культуры - армянскую и русскую. Знаем традиции и обычаи донских казаков, а они - наши. Это помогает нам лучше понять друг друга». 

Еще она мечтает отремонтировать в районе все сельские дома культуры, открыть в Чалтыре центр культуры донских армян.Уверена, свои мечты она осуществит.

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации
Также в рубрике
Незакатное счастье мое
В хуторе Пухляковском Усть-Донецкого района прошел ежегодный литературно-фольклорный фестиваль «Калининское лето». Посвящен он был творчеству известно...
Что взять из прошлого в будущее?
– решали члены рабочей группы Комитета по охране объектов культурного наследия (ОКН) Ростовской области
Прощай, модерн?
В результате незаконных ремонтных работ донская столица может потерять еще два памятника архитектуры в редком для Ростова стиле модерн. Чтобы предотвр...
Путешествие из Азова в Азак
На XIV Всероссийском фестивале военно-исторических клубов «Осада Азова» не было зрителей – каждый гость становился участником действия – таким высоким...
В парк. Почитать...
В Ростовской области набирают популярность так называемые уличные библиотеки