Исполнилось 45 лет уникальному Музею русско-армянской дружбы, у истоков которого стоял великий Сарьян
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
– Барев дзэс! – говорит мне девушка у входа в Музей русско-армянской дружбы и тут же переводит: – Добрый день!
Девушку зовут Наталья Василевич, она – научный сотрудник этого музея.
– У вас все сотрудники говорят по-армянски? – спрашиваю Наталью, которая ну никак на армянку не похожа.
– Хотя бы несколько фраз должен знать каждый. Это даже не служебная обязанность. Это ощущение, что по-другому нельзя. Иначе какая же это русско-армянская дружба?..
Ростовский музей возник по принципу: не было бы счастья, да несчастье помогло. В 1960-х годах, когда в донской столице начал строиться Северный жилой массив, местные власти решили снести старинное здание церкви бывшего армянского монастыря Сурб Хач в поселке Мясникован и построить на этом месте что-то современное.
Неравнодушные донские граждане возмутились и обратились за поддержкой к человеку, чей голос был бы услышан и наверху. Это – уроженец Донского края народный художник СССР Мартирос Сарьян.
Сарьян не только вступился за этот архитектурный памятник XVIII века, но и предложил создать в нем постоянную экспозицию, которая рассказывала бы о истории донских армян, их традициях и культуре. Так в 1972 году у Ростовского областного краеведческого музея появился новый филиал: Музей русско-армянской дружбы.
Долгие годы это был один из популярнейших туристических маршрутов донской столицы. Кроме того, Сурб Хач собирал и любителей серьезной музыки. В старинном церковном здании – великолепная акустика. Хоры, отдельные музыканты и певцы приглашение выступить в Сурб Хаче считали большой удачей.
Но в середине 2000-х годов вновь сгустились тучи над Сурб Хачем: теперь уже не над зданием, а над самим музеем. Мемориальный комплекс передали местной религиозной общине Армянской апостольской церкви, экспонаты музея оказались «бездомными».
К счастью, безвременье продолжалось недолго. Областные власти определили под музей русско-армянской дружбы старинный особняк в бывшей Нахичевани-на-Дону. В начале ХХ века его построил армянский купец Марк Искидаров. Стены этого здания помнят и Мариэтту Шагинян, и Мартироса Сарьяна. После установления советской власти в особняке «прописалась» художественная школа. Они в ней работали.
Кстати, ростовские архивисты преподнесли музею-юбиляру замечательный подарок. Они нашли заявление Мартироса Сарьяна с просьбой утвердить его в должности директора Армянского (Нахичеванского) краеведческого музея, датированное весной 1921 года! Теперь копия этого документа займет свое место среди экспонатов Музея русско-армянской дружбы.
В юбилейные дни коллекция музея пополнилась и другими экспонатами от дарителей самого разного статуса. Генеральный консул Республики Армения Вардан Асоян подарил музею национальный музыкальный инструмент – дудук. Подарок с намеком: музей должен продолжать свою концертную линию. А, к примеру, пенсионерка Вера Александровна Панкова безвозмездно передала музею план донской Нахичевани.
– Этот план издали в 1914 году, на нем запечатлено изображение, которое утвердил в 1811 году император Александр Первый, – сказала «НВ» Вера Александровна. – Я нашла этот документ, разбирая бумаги отца. История этого документа мне, к сожалению, не известна, но я сразу поняла, что это может быть интересно музею данного профиля, и не ошиблась.
Художественную программу юбилея подготовили молодые. В ней были и казачьи мелодии, и армянские. Студентка Ростовского колледжа культуры Тамара Хлиян (она родом из Больших Салов Мясниковского района) читала свои любимые стихи об Армении, которые сочинила когда-то на русском языке Мариэтта Шагинян. А ансамбль «Барракуда» показал целый концертно-цирковой номер на дхолах – традиционных армянских барабанах.