Культура / №33 от 19 Января 2018 г.

Музей Королькова: в списках не значится


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
В хуторе Шмат появился народный музей. Его на свои деньги создает пенсионер Николай ПОСИДЕЛОВ

Николай Семенович превратил свое родовое «гнездо» в народный музей.

– А ЧТО? Я этим самым никакой закон не нарушаю! – сразу заявляет Николай Семенович. – Каждый собственник имеет право устроить в своем доме такой музей.

На фасаде – баннеры с изображением горельефов Ростовского драмтеатра имени Горького, а также образов Ермака, шолоховских Аксиньи и Григория. Плюс – мемориальная доска, посвященная известному советскому скульптору и иллюстратору Сергею Королькову. Какое отношение все это имеет к данному дому? Оказывается, самое что ни на есть прямое.

– Этот дом в начале прошлого века построил мой дед Степан Кирсанович Посиделов, разбогатевший за счет своего трудолюбия и предпринимательской жилки, – рассказывает Николай Семенович. – В 1922 году, после смерти отца, крупного конезаводчика, здесь поселился Сергей Корольков. Его мать была родной сестрой второй жены Степана Кирсановича. Так как все сбережения Корольковых «растворились» в результате революции, Сергей зарабатывал тем, что примкнул к рыбацкой артели. Будучи талантливым самородком, в свободное время рисовал для местных жителей картины с изображением казаков, рыбаков и лошадей, а также лепил на берегу Дона скульптуры. Одну из них увидели ростовские художники и устроили его персональную выставку, а потом содействовали поступлению на учебу в художественное училище.

Сергей Корольков был первым и, как признано, лучшим иллюстратором романа «Тихий Дон» М.А. Шолохова, его творения – горельефы «Гибель Вандеи», «Железный поток» украшают фасад Ростовского драмтеатра имени Горького. 

Сергей КОРОЛЬКОВ (в центре) и Посиделовы на хуторе Шмат. Фото 1937 г.В 30-е годы, уже будучи знаменитым, Сергей Корольков не раз приезжал на хутор Шмат. Как связано это место с его судьбой, описал в своей книге «Мир Королькова» профессор ЮФУ Владислав Смирнов.

После войны местная власть стала использовать этот дом для своих нужд – сначала устроила здесь начальную школу, потом магазин. 

– Деда тогда уже не было, а вернувшийся с фронта отец не противился, мол, пусть – им нужнее, – вспоминает Николай Семенович. – Тем более что наша семья на тот момент уже жила в другом месте.

Но спустя даже не годы, а десятилетия, Николай Семенович все-таки решил вернуть в собственность родовое «гнездо». На это потребовалось семь лет. В суде ему пришлось доказывать буквально все: что дом действительно построил Степан Кирсанович, что является его внуком, а не каким-то проходимцем... А еще – выяснять, какой же номер у дома по улице Береговой. Ведь оказалось, местная власть домом пользовалась, а на баланс его так и не поставила и даже номер не дала. 

В народном музее – множество фотографий, вырезок из газет. Здесь бережно хранятся различные экспонаты, которые удалось добыть создателю и хранителю музея Николаю Посиделову.Лишь после того, как Николай Семенович написал об этой препоне Президенту страны и приложил к письму газету «Наше время» с материалом «Кому достанется «гнездо»?» («НВ» от 26 апреля 2013 года), все пришло в движение, и дому наконец присвоили номер 56б. 

ПОЛУЧЕННЫЙ полтора года назад в собственность дом Николай Семенович возвел в статус Народного музея имени Сергея Королькова, прикрепив на фасаде соответствующую вывеску. Но официально ни в каких списках музеев он не значится.

В областном минкульте Николаю Семеновичу ясно дали понять, мол, сами разбирайтесь со своей собственностью. В Министерстве культуры России сообщили, что по идее объект недвижимости может быть включен в реестр объектов культурного наследия, но только на основании заключения экспертизы. Но даже если попасть в этот реестр, «работы по воссозданию объекта культурного наследия организуются в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической и иной значимости и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания». Короче, безнадега.

Николай Семенович теперь здесь в одном лице и плотник, и дворник, и научный сотрудник, и экскурсовод. Создает и оформляет свой дом-музей в силу собственных представлений о прекрасном. 

Судя по книге отзывов, музей, вход в который совершенно бесплатный, уже посетили как обычные семьи с детьми, школьники, так и представители казачества, творческая интеллигенция и даже зарубежная гостья из Монреаля. 

– За это время я так много нового узнал о нашем роде и о пребывании Сергея Королькова на хуторе Шмат! – говорит Николай Семенович. – Получилось встретиться с племянницей первой жены Королькова, найти внучку его преподавателя по скульптуре в художественном училище, узнать о сыне и внуках моего знаменитого родственника.

Вообще биография Сергея Королькова столь насыщенная, а личность – незаурядная, что вокруг этого можно было бы, как выражается современная молодежь, замутить такой туристический маршрут! 

Чего только стоят факты: скульптор отличался непростым прямолинейным характером, мог молча встать из-за стола, если его не устраивала точка зрения говорящего; был против коллективизации и не приветствовал революцию, понизившую его социальный статус; под разными предлогами отказался лепить бюст Сталина; в 1943 году с отступающими немецкими войсками вместе со второй женой Елизаветой уехал в Австрию, а оттуда в Америку, где прожил до 1967 года и умер от сердечного приступа; все эти годы вел переписку с отцом Николая Семеновича. 

С ХОДУ ПРЕДЛАГАЮ хотя бы такой вариант туристического маршрута: осмотр горельефов на театре Ростовского драмтеатра, посещение музея на хуторе Шмат, ужин в стиле донских традиций – прямо здесь, на берегу Дона, либо в близлежащих ресторанах или кафе. Возможно организовать еще и рыбную ловлю – для этого в округе уже созданы прекрасные условия. Места ведь здесь чудесные! Красивейшая природа, чистый воздух, Дон, водоемы. Не случайно же элита активно строит здесь свои дачи...

На следующий день маршрута – непосредственно поход в драмтеатр имени Горького, идеально – на спектакль «Тихий Дон», который с недавнего времени есть в его репертуаре. 

Но пока креативное мышление в сфере туризма работает медленно и неповоротливо, Николаю Семеновичу приходится все решать самому, в том числе и насущные проблемы: в доме-музее до сих пор нет газа, а печку разломали бывшие, так сказать, постояльцы. Поэтому зимой здесь – собачий холод. Чтобы газ провести, пенсионеру требуется неподъемная сумма в 250 тысяч рублей.

Но он, кажется, этого даже не замечает. Пока я кутаюсь в шубу, а через несколько минут уже практически и в саму себя, Николай Семенович распахивает свою куртку, усаживается на скамью и начинает неторопливый рассказ о Посиделовых-Корольковых. Потом вдруг неожиданно прерывается и говорит: «А я горжусь всем этим! Очень горжусь!» 

Видеорепортаж Владимира Апарина


Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации
Также в рубрике
Фудзияма из Краснодара
В Ростовском областном музее изобразительных искусств –  выставка старинных  японских гравюр
Ох уж этот Фунтик
Почему писатель Валерий Шульжик сравнил поросенка Фунтика с Волком из «Ну, погоди!»
Забудьте слово «короед»!
На обращение наших подписчиков министр ЖКХ Ростовской области Андрей МАЙЕР отреагировал очень оперативно
Символ станицы Николаевской
В станице Николаевской Константиновского района торжественно отметили юбилей детского сада. Ему семьдесят пять!
«Новое поколение»
– под таким названием прошел в Ростове областной фестиваль творчества детей и молодежи.
В этом номере