Культура / №88 от 23 Марта 2018 г.

Манная каша и поцелуи


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Борис Грачевский предупредил будущих артистов о кинорисках

Борис ГРАЧЕВСКИЙ и юные поклоники, а может, и будущие артисты.

– Чувак, привет! Помнишь меня? Мы с тобой в массовке снимались.

– Нашли время болтать. Сейчас он войдет, а вы такой момент пропустите!

– Ребята! Вон он! Реально – Грачевский!

Отец-основатель детского юмористического киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский встретился со своими юными поклонниками и последователями в ростовском киноцентре «Большой». Это – дети из ростовской  студии «Ералаш». К великой радости  юных талантов и их наставников, ростовскую студию Борис Юрьевич назвал одной из самых лучших. А после приступил к интерактиву. Попросил детей вспомнить  и кратко описать какой-то сюжет из «Ералаша». Желающих оказалось много. Стало очевидно, что им нравятся не только недавние сюжеты, но и те, которые смешили, наверно, еще их родителей.

– А кто знает, что означает само слово «ералаш»?

 Тут уже рук поднялось меньше. Но ответили ребята верно: путаница, неразбериха, беспорядок. А еще – старинная карточная игра.

– Молодцы! Но я когда-то узнал, что  слово ералаш – тюрского происхождения, и на языке оригинала первоначально обозначало что-то типа компота. Когда впервые довелось побывать в Турции, я хотел хотя бы взглянуть на этот ералаш, стал расспрашивать о нем – никто не знает. Зато когда был в Киргизии, один дядя мне неожиданно сказал:

– О, эралашь – это наше, киргизское слово!

И Грачевский мастерски изобразил приветливого жителя Средней Азии.

Однако приветливую киргизскую улыбку быстро сменил строгий испытующий взгляд. Борис Юрьевич решил проверить готовность студийцев к суровым испытаниям на съемках юмористического киножурнала. А попросту – напугать их страшными историями о том, как создаются веселые сюжеты.

Первая страшная история оказалась про манную кашу. «Ералаш» взялся за экранизацию одного  из устных рассказов Виктора Драгунского. Про мальчика, которому надо накормить младшую сестру, а она, как все малыши, этому противится.  Брат начинает рассказывать ей сказку про Красную Шапочку, и девчушка  заслушивается, не замечает, как, ложка за ложкой, опустошает всю тарелку. А брат приговаривает: «Ты жуй, жуй!»

И вот финал сказки. Услышав, что охотники, убив волка-людоеда, разрезали его брюхо, из которого вышли целыми и невредимыми Красная Шапочка и ее бабушка, девочка произносит «коронную фразу»:

– Значит, волк не прожувал!

Этот сюжет длится ровно три минуты. А снимали его целых три дня. И целых три дня – дубль за дублем – пятилетней артистке приходилось лопать в кадре манную кашу.

Она, кстати, сама выбрала не какую-то другую кашу, а  именно манную, как дома, любимую. Но столько ей пришлось съесть на съемках этой каши, что с тех пор и слышать не может о манке.

– Что, отговорил я вас? – обратился к залу Грачевский, имея в виду желание сниматься в кино.

– Нет!!!

Нет сказали ростовские студийцы  и после второго ужастика из истории съемок «Ералаша». По сюжету один мальчишка помогал другому спуститься в старый полуразрушенный колодец. Делал он это с помощью подтяжек. И вдруг тот, второй, как расхочется! Представил, что если подтяжку сейчас отпустить, то она треснет его товарища по лбу.

Товарищ обиделся, взял, да и вправду отпустил подтяжку. 

– Лопух! Шуток не понимаешь! – прокричал бухнувшийся в воду горе-фантазер.

Снимать этот сюжет было очень непросто. Потребовалась хитроумная система подстраховки ребенка и подогрев воды. Ведь настоящая колодезная вода – ледяная.

Нырнув в первый раз в слегка подогретую воду, юный артист с наслаждением сказал: «Класс!». Но к шестому дублю вода нагрелась так, что он вскричал: «Не хочу больше туда прыгать! Кипяток!»

– Кипятка там, конечно, не было. Но было горячо, – заметил Грачевский и еще больше посуровел. – Ну что, напугал я вас?

Ростовские – не из робких. 

– А знаете, что у нас бывают съемки, которые приравниваются к каскадерскому трюку повышенной сложности, но ни один каскадер заменить артиста здесь не может? Иногда нашим артистам приходится… целоваться!

Студийцы подтвердили, что и к этому испытанию готовы. Настало время Грачевскому отвечать на их вопросы.

– Кем вы хотели стать в детстве?

– Я жил на территории дома отдыха под Москвой. Там работали родители, папа был артист, и я с шести лет участвовал в его эстрадном номере.

В этом доме отдыха была лошадь. Каждый день я носил ей какое-то угощение – то яблоко, то кусочек сахара – и завидовал счастью конюха, который за этой лошадью ухаживал. В то время я мечтал стать конюхом.

– Как появляются идеи для  «Ералаша»? Бывает, что кто-то придумывает историю, а вы что-то в ней исправляете

– У меня  огромный круг авторов, которые пишут все эти замечательные веселые истории, которые потом появляются на экране. Но бывает, что совместными усилиями они дорабатываются.

Вот был сюжет о том, как  Дед Мороз пообещал мальчику выполнить три любые его желания, а тот захотел, чтобы у него был шикарный велосипед, а еще легко и быстро похудеть, а кроме того, чтобы в его комнате стоял его собственный телевизор, и он мог смотреть интересные ему передачи отдельно от семьи.

Дед Мороз все исполнил. В комнате мальчика появился велотренажер, провода от него тянулись к телевизору. Ведь работал этот телевизор только в том случае, если на тренажере крутили педали.

В сюжете нам понравилось все, кроме Деда Мороза. Надо было этот персонаж заменить каким-то другим. И мы придумали. В результате мальчик открывал бутылку кефира, а из нее появлялся джин, которого сыграл Михаил Ефремов.

– Бывают такие серии «Ералаша», когда что-то придумывается прямо на съемочной площадке?

– Нет, кино надо снимать за столом. То есть  все придумать, отработать, отрепетировать до того, как раздастся команда: «Мотор!»

– У вас есть  мечта?

– Когда был малой – мечтал. А вырос – хитрый стал. Знаю, что надо не мечтать, а ставить перед собой цель и заставлять себя ее выполнять.

– У вас бывают неудачные дни?

– У кого их не бывает? Но мой главный принцип – ходить по солнечной стороне жизни, настраиваться на позитив.

А еще Борис Грачевский рассказал ростовским «ералашатам» о своей самой первой роли в кино.

– Помните фильм «Варвара-краса, длинная коса»?

– Да!!!

– А меня там помните?

В ответ – тишина.

– А руку, которая высовывалась из воды и грозила: «Должо-о-ок!»?  Это и был я.

Фильм снимал великий сказочник Александр Роу, я не был артистом, но работал в составе съемочной группы. Однажды Роу сказал, что хочет предложить  мне роль небольшую, но важную. Этой самой руки. Почему мне? Я был там самый молодой и самый худой. А ему как раз нужна была худая узкая рука. К тому же надо было залезать под тазик. Другие от этого отказались, а я согласился. И они мне потом завидовали.

Вот уже пятьдесят лет я в кино. Играл главные роли, играл эпизодические, но у меня не было круче актерской победы, чем та страшная грозящая рука из старой доброй сказки Роу.

Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Звери на грани
Сергей Строганов борется за жизнь редких животных с помощью карандаша. Его триптих «Не вижу. Не слышу. Не скажу» положил начало проекту «Посланники ми...
Кто получит главный приз фестиваля «Bridge of Arts»?
IV Международный фестиваль мотивационного кино и спорта «Мост искусств» (Bridge of Arts) назвал десятку кинолент, которые будут участвовать в конкурсн...
Дни польской культуры открываются в публичке
18 октября в Донской публичной библиотеке открываются дни польской культуры.
Кино у моря
Оказывается, не кто иной, как выпускник ростовской гимназии донской казак Александр Ханжонков открыл город Сочи в качестве прекрасной площадки для съе...
Блестящий тур Екатерины
Его безмолвные свидетели впервые прибыли на Дон