Культура / №263 от 31 Августа 2018 г.

Победа «короеда»


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
В Ростове на площади Пятого Донского корпуса при проведении капремонта безнадежно испорчен еще один исторический дом. Чтобы остановить планомерное уничтожение облика старого Ростова, общественность вновь обращается к губернатору Василию Голубеву. 

Дом пивовара Котелевца (слева) в комплексе с угловым зданием, бывшим доходным домом Федора Лисицына, создавали (до капремонта) прекрасное оформление площади с северной стороны.

Всякий, въезжающий на площадь со стороны Западного, непременно обратит внимание на это строение. Речь идет об уютном двухэтажном – еще недавно кирпичном – домике с мотивами не то старой промышленной архитектуры, не то псевдоготики. После ремонта он выглядит так, как будто его окунули в болото, а очистить забыли – четкие линии размыты, и весь он какой-то перекошенный…


Дом пивовара

В начале прошлого века принадлежал он Дмитрию Евдокимовичу Котелевцу, известному ростовскому пивовару, владельцу завода «Донская Бавария» (не путать с заводом «Южная Бавария»). Неподалеку от дома – в Затемерницком поселении – располагалось и само производство. Перед самой революцией, словно предчувствуя разрушительные перемены, Котелевец продал свой дом госпоже Соколовой. При советской власти здание было экспроприировано и превращено в многоквартирное жилье. 

Удивительно, но несмотря на жестокие бомбежки этой части Ростова в годы Великой Отечественной, дом уцелел. Ладный, непохожий на другие здания центра, он и сейчас был бы украшением улицы Московской, где числится под №7. Если бы не капремонт…


Зачем клятвы давал?

В прошлом году в числе прочих претендентов на капремонт дом был представлен на суд межведомственной комиссии по сохранению исторических фасадов. Вердикт экспертов был единогласным: «прописали» лишь расчистку кирпичного фасада, потемневшего от времени. Такой щадящий подход помог бы вернуть зданию его первоначальный облик и подчеркнуть кирпичный стиль. 

Результат капремонта оказался прямо противоположным. Кирпичный фасад покрыт скандально известной штукатуркой «короед», которую члены комиссии давно призывают запретить при работах с историческими объектами. 

Артур ТОКАРЕВ, архитектор, член межведомственной комиссии:

– Считаю такое отношение к рекомендациям профессионалов недопустимым. Недавно представители городской администрации клятвенно заверяли нас, что «короеда» мы больше не увидим. А он живет и побеждает! И «пожирает» исторические здания! Спрашивается, зачем еще в 2014 году губернатор Голубев инициировал создание межведомственной комиссии для сохранения исторического облика Ростова? Зачем несколько десятков очень занятых чиновников, архитекторов, строителей и других специалистов, которые входят в состав комиссии, регулярно собираются, обсуждают, спорят, вырабатывают рекомендации по каждому конкретному дому? Зачем все это, если в сметы ремонтов всё так же закладывается структурная штукатурка, «короед», а подрядчики мажут как умеют?

Чем плох «короед»

Объясняет руководитель общественной организации «МойФасад» Роман БОЧАРНИКОВ: 

– Во-первых, использование «короеда» исторически не обосновано, его фактура чужда старой архитектуре. Фасады под «короедом» приобретают упрощенный новодельный вид.

Во-вторых,«короед» – это пылесборник. Через пару лет здания с рельефной штукатуркой будут выглядеть грязными. И эту слежавшуюся пыль не смоют даже дожди. А специально мыть такие фасады никто не будет, жильцы в первую очередь откажутся. 

В-третьих, то, как рабочие работают с короедом, напоминает размазывание по фасаду навоза с соломой, что недопустимо в городской архитектуре. В результате рельеф становится нечетким, утрачиваются детали. Получаются те самые сельские «мазанки».

В-четвертых, структурная штукатурка – более дорогая технология по сравнению с очисткой фасада, например. Качество работ при этом превращается в лотерею: как долго продержится штукатурка – неизвестно. Так зачем платить за то, что через пару лет придется переделывать? А затем, что использование «короеда» позволяет малопрофессиональным исполнителям при меньших трудозатратах быстрее справиться с фасадом, скрыть огрехи грубой работы. И, конечно, заработать. 

Пора, наконец, определиться: мы сохраняем остатки облика старого Ростова или, что называется, «делаем чисто бизнес»?


Кухарка может управлять государством!

Зачастую в качестве оправдания подрядчики, применяющие «короед», ссылаются на вкусы жителей дома, имеющих право голоса при проведении капремонта. Когда выбор колера или материала отдается на откуп горожанам, далеким и от архитектуры и от элементарной эстетики, это оказывается губительным для исторических домов. 

То, что творят подрядчики по желанию жильцов, неописуемо, ужасаются эксперты. Историческое здание можно замуровать, например, в пластиковый сайдинг, как это делали в 90-е годы. Или – утеплить стены пенопластом, сбив при этом «мешающие» выступающие части рельефного декора. Таких примеров множество. Фактически лицо города определяют не специалисты, а «кухарки». 

Самое печальное то, что подрядчики, равно как и заказчики, не видят различия между фасадами исторического дома и пятиэтажной «хрущевки». 

Дом пивовара на Московской, 7 очередной раз напоминает о том, что ситуация не меняется. Планомерное искажение исторического вида города продолжается. 

Складывается парадоксальная ситуация: специалисты – протестуют, а подрядчики – продолжают мазать. И нет на них никакой управы? 

Участники комиссии по сохранению архитектурно-художественной среды, как и четыре года назад, вновь обратились к губернатору с призывом остановить систему фактического уничтожения облика старого Ростова. 

Видео Владимира Апарина


Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Покоряя «Хованщину»
Ростовский музыкальный театр готовится к премьере знакового для него спектакля
Осень в тренде. 2018
Книги, которые нужно прочесть, чтобы реализовать задуманное, по версии читателей «НВ»
Что мы делали в Калмыкии
II международный форум журналистов «Национальная пресса сегодня» прошел в столице Калмыкии Элисте. В нем приняли активное участие журналисты Ростовско...
Звери на грани
Сергей Строганов борется за жизнь редких животных с помощью карандаша. Его триптих «Не вижу. Не слышу. Не скажу» положил начало проекту «Посланники ми...
Кто получит главный приз фестиваля «Bridge of Arts»?
IV Международный фестиваль мотивационного кино и спорта «Мост искусств» (Bridge of Arts) назвал десятку кинолент, которые будут участвовать в конкурсн...
В этом номере