Собеседник
Современная древность
В V-IV в.в. до н. э. в дельте Дона стояло Елизаветовское городище. Экономический, политический, административный центр Нижнедонского региона. Сейчас схожую роль основного регионального центра выполняет Ростов-на-Дону, только уже как южная столица России. И это неслучайно. В истории развития территорий существует своего рода цикличность.
Подробнее
Культура / №280 от 14 Сентября 2018 г.

Кино у моря


поделиться
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Оказывается, не кто иной, как выпускник ростовской гимназии донской казак Александр Ханжонков открыл город Сочи в качестве прекрасной площадки для съемки лучших отечественных кинофильмов

Создатель российской киноиндустрии Александр ХАНЖОНКОВ.

На площади у Сочинского морского вокзала установлена необычная скульптурная композиция. Знаменитые киноактеры Нина Гребешкова, Андрей Миронов, Юрий Никулин и Анатолий Папанов с двумя ребятишками собираются отправиться в круиз на белоснежном красавце-лайнере «Михаил Светлов». Все сразу узнают сцену прощания из прекрасного фильма «Бриллиантовая рука». Снималась эта сцена как раз на этом самом месте, возле причала Сочинского морского вокзала. Веселая комедия так полюбилась зрителям, что вот, пожалуйста, попала в историю! Сейчас скульптурная композиция всем напоминает, что город Сочи более 200 раз в своей истории становился местом съемок различных кинофильмов – веселых комедий, любовных мелодрам, запутанных детективов, приключенческих лент и даже... кровавых трагедий! 

Совсем недавно историки кино выяснили, что первым открыл курорт Сочи в качестве прекрасного места для съемок создатель российской киноиндустрии Александр Ханжонков. Выходец из донских казаков, сын сотника Войска Донского Александр Ханжонков окончил гимназию в Ростове-на-Дону и казачье юнкерское училище в Новочеркасске. Служил в Москве в чине подхорунжего Донского 1-го казачьего полка. После выхода в отставку создал товарищество по производству кинематографических лент и после этого всю свою жизнь отдал служению российскому кино.  

Одной из творческих удач Александра Ханжонкова можно считать открытие молодого курорта Сочи в качестве популярной российской киносъемочной площадки. Дело обстояло так. В начале 1913 года в киноателье Александра Ханжонкова поступил заказ на изготовление документального фильма «Город Сочи». Тогда в стране полным ходом шла подготовка к выставке «Русская Ривьера» в Императорском ботаническом саду Санкт-Петербурга. Планировалось представить природные красоты и богатые курортные возможности Черноморского побережья Кавказа. Одновременно с открытием выставки 2 ноября 1913 года организаторы решили начать в различных кинотеатрах России показ фильма о Сочи. Для выполнения такого необычного заказа Александр Ханжонков направил на курорт одного из своих лучших специалистов – режиссера Евгения Бауэра. Тот вернулся из экспедиции в полном восторге – во всей красе увидел чудесный приморский город, его восхитительную природу, субтропические растения, красивые дачи и виллы. Сразу появилось решение – начать снимать в Сочи и художественные фильмы, тогда еще немые, ведь до появления звука в кино было еще как минимум 20 лет. Первая мировая война немного задержала реализацию этих планов, однако в 1916 году в Сочи начались съемки сразу двух кинофильмов. Обе картины ставил Евгений Бауэр. 

Кинолента «Приключения Лины в Сочи» была веселым водевилем с простеньким сюжетом. Молодая красавица Лина мечтает о поездке к морю и разыгрывает перед мужем сцены мнимых нервных болезней. В Сочи она сразу знакомится с местным Дон-Жуаном, но вынуждена избегать его ухаживаний, переодеваясь для этого в мужское платье. Тут на курорт неожиданно приезжает муж Лины, действие заканчивается веселой перепалкой и потасовкой. Большинство сцен снимались в отеле «Кавказская Ривьера», роли исполняли очень популярные в те времена актеры – Лина Анчарова, Андрей Громов и Александр Херувимов. 

 Фильм «Умирающий лебедь» был страшной кровавой трагедией. В приморском городе прекрасная юная балерина Гизелла (Вера Каралли) влюбляется в очаровательного Виктора Красовского (Витольд Полонский). Как прекрасно после этого она исполняет балетную партию умирающего лебедя на сцене театра «Кавказской Ривьеры». Однако чувство Виктора Красовского мимолетно, через несколько дней он уже увлекается другой женщиной. А несчастная Гизелла тем временем попадает в качестве натурщицы в мастерскую художника-мистика Валерия Глинского (Андрей Громов). Тот стремится как можно натуральнее изобразить смерть и для этого убивает юную натурщицу. Самые страшные сцены снимались на сочинской вилле «Вера», которая до сих пор сохранилась в Сочи. 

Для отечественного кинематографа открытие города Сочи в качестве съемочной площадки стало событием очень важным, здесь снимались очень многие фильмы. Правда, какое-то время нашей стране было не до кино – революционные события, гражданская война, первые пятилетки, Великая Отечественная война. Но как только жизнь наладилась – режиссеров словно прорвало. Всем помнится фильм «Старик Хоттабыч» Геннадия Казанского, его лучшие сцены снимались в санатории имени Серго Орджоникидзе. Картину «Матрос с «Кометы» режиссер Иван Анненский снимал в здании только что построенного железнодорожного вокзала станции Сочи. В киноленте «Иду на грозу» Сергея Микаэляна действие происходило на аэродроме в Адлере. Прекрасный детский фильм «Внимание, черепаха!» Ролан Быков снимал в новенькой, едва сданной в эксплуатацию 8-й сочинской школе у Ривьерского моста. А вот авторам кинокартины «Последний жулик» Виктору Массу и Якову Энберу потребовался очень необычный эпизод. В солнечном коммунистическом городе навсегда отменяют деньги, и никому не нужные червонцы валяются прямо на городской площади, дворники сметают их, как ненужный мусор. Знаете, где находилась  эта  удивительная площадь? Прямо возле Сочинского главпочтамта, все ступеньки этого здания были усеяны денежными купюрами. 

Особый разговор о фильмах Леонида Гайдая «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука». Они снимались в 1966 и 1968 годах. Приключения Шурика, Нины и товарища Саахова происходили в окрестностях Красной Поляны, возле стремительного русла реки Мзымты, на туристском приюте близ села Лесного. Ну а герои «Бриллиантовой руки» по ходу фильма вообще из Сочи никуда не уезжали – морской вокзал, набережная реки Сочи, новые дома на улице Донской. Знаменитая сцена соблазнения Семена Семеновича (Юрий Никулин) очаровательной Ольгой Сергеевной (Светлана Светличная) снималась в отеле «Атлантик-сити», на некоторое время им стала гостиница «Горизонт» в Адлере. 

Далее мы просто приведем список наиболее известных художественных фильмов, которые снимались в Сочи в 70 – 90 годы ХХ века. «Каждый вечер в одиннадцать» Сергея Самсонова, «Песни моря» Федора Мунтяну, «Ольга Сергеевна» Александра Прошкина, «Корона российской империи» Эдмонда Кеосаяна, «Враги» Родиона Нахапетова, «Женщина, которая поет» Александра Орлова, «Приключения принца Флоризеля» Евгения Татарского, «Дамы приглашают кавалеров» Ивана Киасашвили, «Будьте моим мужем» Аллы Суриковой, «Лидер» Бориса Дурова, «Шляпа» Леонида Квинихидзе, «В городе Сочи темные ночи» Василия Пичула, «Серые волки» Ивана Гостева, «Парк советского периода» Юлия Гусмана. Вершиной сочинских кинематографических событий можно считать съемки нескольких серий популярнейшего телевизионного цикла «Улицы разбитых фонарей». Тогда знаменитые менты на несколько недель перебрались вместе со своими расследованиями в гостиницу «Приморская» и ближайший парк. 

Всего к сегодняшнему дню в Сочи снималось более 200 художественных фильмов.  

Ну а сейчас – конкретный факт. В 2012 году «Российская газета» провела массовый опрос читателей и выделила 100 самых лучших фильмов всех времен и народов. Так вот, в этот список попало пять картин, судьба которых была тесно связана с городом Сочи. Приведем их названия по степени популярности: «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Старик Хоттабыч», «Внимание, черепаха!», «Будьте моим мужем». Уступает Сочи только Москве и Санкт-Петербургу. Очень неплохой показатель для относительно небольшого приморского города. 

И уже никто и никогда не забудет, что первым открыл широчайшие кинематографические возможности Сочи уроженец донской земли потомственный казак Александр Ханжонков, память о котором бережно сохраняют ростовчане. 

Фото с сайта fotokto.ru


Игорь Сизов
Комментарии читателей
(Вход для анонимных комментаторов обозначен зеленой иконкой) Не публикуются комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ. Лучшие комментарии могут быть опубликованы в газете.
Новые публикации

Также в рубрике
Как песню сочинить?
Этот  вопрос мы услышали от нашей читательницы из глубинки 
Баян им в помощь!
Меха, кнопочки, чёрные да белые – баян в музее зимовниковской школы №1 на видном месте. Не новый, но в очень даже приличном состоянии. Невольно захоте...
Не мытьем, так катаньем
В собственность РПЦ переходит еще одно здание Старочеркасского музея-заповедника
Подарила мужу танк
Вправе ли кинематографисты переделывать биографии реальных людей?
Столетний – тоже современник
Ростовский музей современного изобразительного искусства посвящает новую выставку вековому юбилею донского художника Михаила СЫЧЕВА. 
В этом номере