С такой периодичностью обращается к знаменитой чеховской пьесе Ростовский академический драмтеатр им. М. Горького
Как сообщают знатоки его истории, впервые «Три сестры» появились здесь на театральной афише в 1913 году. Следующая премьера «Трех сестер» в Ростовском драматическом театре произошла уже в 1960 году. А третьей постановкой театр открыл свой нынешний, 155-й сезон.
Поставил этот спектакль народный артист Грузии Георгий Кавтарадзе. Этот режиссер сотрудничал с Ростовским драмтеатром в середине 1990-х годов. В результате такого сотрудничества появилось тогда три спектакля. По крайней мере, два из них – «Король Лир» по трагедии Шекспира и «Бесы» по мотивам романа Достоевского – стали событиями донской культурной жизни. Это было удачное соединение вечных истин, всегда актуальных вопросов и современности.
К пьесе «Три сестры» в последние годы – всплеск интереса. На афише недавно проходившего в Таганроге Международного фестиваля «На родине Чехова» было сразу два спектакля «Три сестры» в постановке разных театров.
На столичных сценах эту пьесу ставили Кончаловский и Женовач, Богомолов. Удивляли трактовками образов. У Богомолова идеалиста барона Тузенбаха играла женщина (Дарья Мороз). Кончаловский пригласил на роль полковника Вершинина красавца Домогарова, но при этом заставил его в ряде эпизодов быть смешным и нелепым…
В ростовской постановке «Трех сестер» подобных неожиданностей не встретишь. Кажется, что главное для Кавтарадзе – это не отвлечь зрителя от размышлений того же Вершинина (Роман Гайдамак) или барона Тузенбаха (Алексей Тимченко) о счастье, будущей жизни, которая наступит лет эдак через сто или двести, облагораживающем труде.
Нет в ростовском спектакле и видеопроекций, с помощью которых в нашумевших столичных постановках как бы расширяли пространство пьесы, перебрасывали мосты в другие эпохи, в день сегодняшний.
Кавтарадзе делает ставку не на возможности мультимедиа, а на звук. Живой звук.
В доме Прозоровых, где самые желанные гости – военные (что неудивительно, глава семейства был генерал) предаются воспоминаниям, вальсируют под настоящий духовой оркестр. Он весь спектакль на сцене.
Если в пьесе лишь упоминается о том, что одна из сестер – Маша – прекрасная пианистка, то в спектакле Маша (Оксана Войцеховская) сначала музицирует потому, что в эти мгновенья забывает о скучной жизни с нелюбимым мужем, потом, после встречи с полковником Вершининым, потому что влюблена.
Прелестен старинный романс, который поет в дуэте с Ириной Прозоровой (Юлия Кинеберг) военврач Чебутыкин (засл. арт. России Юрий Добринский) под собственный аккомпанемент на гитаре.
Музыка словно дорисовывает и расцвечивает аскетичные декорации дома Прозоровых, создает картину прекрасного, но неизбежно разрушающегося мира, от которого остаются только одинокие, без нот, пюпитры.