Вчера на экраны кинотеатров вышел фильм Алексея Гуськова «Вечная жизнь Александра Христофорова»
Работаю как «А» и «П»
В Ростове зрители не только смогли посмотреть эту ироническую комедию за три дня до общероссийской премьеры, но и увидеть вживую самого Гуськова. Он придумал предпремьерный тур своей новой картины по маршруту, который начинался с Дальнего Востока. В донской столице предпремьерный показ фильма и встреча с народным артистом России Алексеем Гуськовым состоялись в кинотеатре «Горизонт. Cinema&Emotion».
Вступительное слово Гуськова прозвучало оригинально.
– Я работаю как «А» и «П», – сказал он. – Моя профессия на букву «А», – это артист. Есть еще вторая, на букву «П» – продюсер. Бывает, что «П» и «А» соединяются в одном проекте. Примеры таких фильмов – «Мусорщик», «Рагин», «Охота на изюбря». Теперь к ряду картин «П+А» прибавилась «Вечная жизнь Александра Христофорова».
Идея этого фильма возникла у Гуськова семь лет назад. Натолкнули на нее результаты опроса в Интернете. Желающим предлагалось ответить на два вопроса: «Что бы вы захотели сделать, узнав, что впереди у вас – вечная жизнь? А если всего несколько дней?»
– Ответы типа «Заработал бы кучу денег, стал космонавтом и облетел вокруг Земли» оказались в этом рейтинге где-то на десятом месте. На первое вышло то, что связано с отношениями между мужчиной и женщиной. Вывод напрашивался сам собой: любить и быть любимыми – вот наша основная потребность, – сказал Гуськов.
Над сценарием «Вечной жизни» трудились пять человек. Участвовал в его написании и Гуськов. Кое-какие детали подбрасывала сама жизнь. Режиссер картины Евгений Шелякин рассказывал в одном из интервью, как поехали они с Гуськовым в Крым, в город Судак, знаменитый своей Генуэзской крепостью, определять площадки для будущих съемок. Навстречу – бородатый человек в рубище, с большим деревянным крестом на плече:
– Отпущу грехи. Недорого.
Эта встреча, по словам Шелякина, помогла добавить колоритные штрихи к образу Александра Христофорова, когда-то – ведущего артиста Приморского областного театра, а ныне всего лишь аниматора в историческом парке аттракционов «Вечная жизнь».
Христофоров – не автопортрет
Первых ростовских зрителей интересовало, сколько в Христофорове самого Гуськова? Ведь недаром же, наверно, центральным персонажем ленты стал артист?
– Это кино не про артиста. Оно про человека, который где-то когда-то оступился, что-то сделал не так, и... пошло-поехало. Потерял профессию, семью, махнул на свою будущность рукой. А тут еще и неутешительный медицинский диагноз…
Есть такая известная фраза, которую приписывают Шекспиру, хотя на самом деле автор ее Ронсар: «Весь мир – театр». Далее у Ронсара: «Мы все – актеры поневоле, всесильная судьба распределила роли, и Небеса следят за нашею игрой».
Все люди рождаются с талантами. Я убежден в этом абсолютно. Самое сложное и самое важное – угадать, в чем твой талант, и неуклонно его развивать, не теряя веры в него и в себя.
Обживая образ Христофорова, Гуськов даже подарил своему герою частичку своей творческой биографии и своего сценического успеха. Христофоров, работая аниматором в парке исторических аттракционов, изображает гладиатора. Однако директор парка (его роль играет Игорь Угольников) решает перевести Христофорова на другую площадку, на место уволившегося сотрудника, который представал перед посетителями как бы в образе… Христа.
Христофоров не хочет покидать гладиаторскую арену, у него куча отговорок. В том числе та, что не справится. Директор парка убеждает: справишься! Вот, мол, и насчет Онегина ты говорил, что не получится, а ведь сыграл!
– Упоминание об Онегине – для знатоков, – поясняет Гуськов. – В репертуаре театра Вахтангова, где я работаю, есть спектакль «Онегин». У него сумасшедшая популярность. Онегина там два – молодой и возрастной. Я играю возрастного. Есть афиша с моим портретом в этой роли. Я попросил у руководства театра позволить использовать эту афишу в фильме, только название «Онегин» мы заменили «Страстями по Татьяне».
Эти «Страсти по Татьяне» напоминают самому Христофорову и окружающим о его былых достижениях.
Словно упреждая вопрос о том, почему его законная жена Лидия Вележева сыграла в этом фильме бывшую супругу, а роль женщины, любовь к которой возродила Христофорова из пепла, досталась Оксане Фандере, Гуськов затронул эту тему сам:
– Пригласить Лидию Вележеву, с которой мы больше тридцати лет вместе, воспитали двух сыновей, на роль бывшей жены Христофорова – это идея режиссера. Он хотел, чтобы это предложение передал ей я, но я сказал – пусть сам уговаривает Лиду, которой предстоит на съемочной площадке бросать в лицо мужу обвинения: « Ты – алкоголик, дебил и психопат!»
– У вас бывали, как у Христофорова, времена невостребованности в профессии, знаком ли вам этот страх?
– Я из того поколения, которое по отношению к киноискусству можно назвать выбитым. Советский Союз развалился, и больше десяти лет кино практически не снималось. Многие мои ровесники ушли из профессии, кто-то ушел из жизни. Но у меня никогда не было какого-то перепуга из-за того, что перестали снимать в кино. Мир из-за этого не перевернулся. Все-таки первое мое образование – высшее техническое. Это сказывается на мироощущении.
Я играл в театре, когда Гоша Шенгелия предложил сняться у него в фильме «Классик». Ответил ему:
– Не хочу, я это уже пережил.
Но все же в «Классике» сыграл, кино вернулось в мою жизнь.
На Папу стал похож уже потом
– Продюсерство привлекательно для вас еще и тем, что дает возможность сыграть роли, о которых мечтали?
– С молодости сам себе удивляюсь. Ребята из Школы-студии МХАТа, с которыми мы вместе учились, бредили какими-то ролями, а со мной ничего подобного не происходило. Так же и теперь. Присылают сценарий, начинаю читать, пытаясь понять, какие идеи через этот фильм и мою роль автор хочет донести до зрителя, что через этот образ могу сказать зрителю я. Вот был фильм «Тонкий лед», где моя, по фильму, жена мечется между мной (я играл крупного предпринимателя, человека обстоятельного) и любовником.
У него, моего героя, все в семье по-честному. Он старается, чтобы жена была в шоколаде: «Все, что хочешь – на тебе, пожалуйста». А ей – 35 лет, и у нее – кризис, естественный для многих женщин этого возраста, когда они вдруг начинают задаваться вопросом: «Детей родила, на ноги поставила, это – хорошо, но что еще сделала я в этой жизни? Может, у меня еще какое-то другое предназначение?» А это уже ситуация, близкая к «Анне Карениной». В этом направлении я и стал работать.
– Вам часто говорили, что вы внешне похожи на Иоанна Павла II?
– Я стал на него похож, когда его сыграл. Когда мне предложили главную роль в фильме «Он – святой, он – человек» о Кароле Войтыле – Иоанне Павле II, я решил, что это совершенно сумасшедшая идея: где я и где он – папа римский! Конечно, отказался, и долго отказывался, но режиссер настаивал: «А ты забудь про его титулы и звания, просто читай сценарий: вот есть такой характер, такие ситуации».
Я запросил еще видео о жизни папы, включающее фрагменты его частной жизни. Вот папа просыпается, поднимается с постели, опускает ноги в шлепанцы, дает какие-то распоряжения обслуживающему персоналу. Потом облачается, идет служить мессу, обращается с проповедью к огромной массе народа – нигде ни малейшей мимикрии. Я увидел человека, абсолютно внутренне свободного и целостного в каждый его миг. Человека космического, бомбического обаяния.
Мне понравился главный месседж этого фильма. Он связан с драматической сценой, когда папа, находясь в зените своей славы, узнает, что у него началась болезнь Паркинсона. Этот месседж можно сформулировать так: «До конца иди назначенным тебе путем и никогда не сдавайся».
…Слоган ленты «Вечная жизнь»: «Фильм, который продолжает лето». Алексей Гуськов говорит, что был бы счастлив, если бы благодаря этому фильму и его главному герою Александру Христофорову зрители после киносеанса иначе взглянули на то, что отравляет им существование, все эти мелкие обидки и возмущения по ничтожным поводам. Ведь:
– Если изменится точка зрения на жизнь, то и сама жизнь может словно повернуться к человеку другой – более привлекательной стороной.