Загрязнение атмосферного воздуха – экологическая проблема современного мира. Сегодня многое можно улучшить: воду для питья – очистить, овощи, молоко и мясо – производить в специальных условиях без применения удобрений, пестицидов и прочих химических добавок. А как быть с загрязнением воздуха? От болезней, которые оно вызывает, не уберегут ни специальные знания, ни высокая должность, ни загородный дом в зеленой зоне мегаполиса... Воздух, он один на всех.
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Дышите в Цимлянске!
Главные источники загрязнения воздуха в крупных городах – автомобили и промышленность. Причем на долю автомобильных выхлопов в донских городах приходится до 90 % загрязнения атмосферы. А в Новочеркасске к ним прибавляются еще и выбросы промышленных предприятий – электродного завода, НЭВЗа.
– Специалисты Северо-Кавказского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды проводят наблюдения на специально оборудованных стационарных постах наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в шести донских городах (Азове, Волгодонске, Ростове, Таганроге, Цимлянске, Шахтах) трижды в день, кроме выходных и праздников. Чем больше город, тем больше в нем постов. В Ростове их 7, в Азове и Волгодонске – 2, Таганроге, Шахтах и Цимлянске – по одному. Есть еще метод маршрутного обследования, дающий представление о загрязнении воздуха в тех районах и городах, где нет стационарных постов. В этом случае замеры производятся с помощью аппаратуры, перевозимой на специальном автобусе по определенному маршруту, как это регулярно делается в Каменске-Шахтинском, Новошахтинске, Гуково, Белой Калитве, Новочеркасске, – рассказывает заместитель начальника центра по мониторингу загрязнения окружающей среды ФГБУ «Северо-Кавказского УГМС» Светлана Бураго.
Степень загрязнения атмосферы определяют с помощью специального индекса (ИЗА). Если он менее 5, то степень загрязнения воздуха низкая. При показателе ИЗА 5-6 – степень загрязнения повышенная. Индекс 7-13 обозначает высокий уровень загрязнения, выше 13 – очень высокий (см. таблицу индекса загрязнения атмосферы).
Из этой таблицы видно, что города Азов, Волгодонск, Ростов-на-Дону в 2011–2012 годах имели высокий уровень загрязнения атмосферы, Таганрог и Шахты – повышенный, а самым «чистым» городом являлся Цимлянск.
Если сравнить показатели в динамике за последние пять лет, то бросается в глаза, что воздух стал значительно чище и в Азове, и в Волгодонске, и в Ростове.
Однако «секрет» в другом – просто Минздрав РФ понизил значения ПДК (предельно допустимой концентрации) по двум основным видам загрязнителей – формальдегиду и фенолу. За счет этого гигиенические нормы снизились, показатели улучшились, но концентрация вредных веществ в воздухе, которым мы дышим, осталась прежней…
«Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок»…
Одни из самых коварных загрязнителей воздуха – взвешенные вещества, которыми могут быть и пыль, и зола, и сажа, и твердые аэрозоли.
Опаснее всего частицы, невидимые простым глазом, мелкодисперсная пыль самого разного происхождения (диаметром менее 10 микрон). Если такая пыль к тому же химически активна, то опасность для здоровья человека велика. Весьма активно влияет на появление в воздухе пыли и эрозия почв. И необязательно ее приносит ветром издалека. Вспомните состояние наших газонов – вот откуда берется пыль, висящая облаком в сухие дни на улицах!
Оксиды азота и особенно диоксид азота являются главными составляющими загрязнения атмосферного воздуха городов. Даже при небольших концентрациях диоксида азота в атмосфере наблюдается нарушение дыхания, кашель.
Бронхит, кашель, хрипота, боль в горле могут не иметь никакого отношения к ОРЗ, а быть симптомами повышения в атмосфере диоксида серы.
Высокая концентрация оксида углерода, главным источником которого является автотранспорт, уменьшает приток кислорода к тканям, к сердцу – в первую очередь, повышает количество сахара в крови.
Эти четыре примеси фиксируются на всех постах всех донских городов, где проводится мониторинг.
Один из самых токсичных загрязнителей воздуха – формальдегид (поражает центральную нервную систему и зрение) распространен, увы, весьма широко и обнаруживается на постах Ростова, Азова, Волгодонска и Новочеркасска.
Реже встречаются аммиак (вызывает раздражение дыхательных путей, проблемы нервной системы, слезотечение, резь в глазах, головокружение); фторид водорода (поражение печени, дыхательных путей, носовые кровотечения); бенз(а)пирен (при длительном воздействии – развитие опухолей).
Самые высокие концентрации вредных и токсических примесей воздуха наблюдаются на оживленных городских улицах и особенно – на перекрестках, где транспорт простаивает в пробках на холостом ходу ( вот откуда оксид углерода!), а также в районах, примыкающих к промышленным предприятиям.
Так стоит ли гулять по городским улицам?
Как устроить праздник для легких
Проблема загрязнения атмосферного воздуха – «головная боль» крупных городов всех развитых стран. В Лондоне она решается радикально: по четным дням на улицы столицы имеют право выезжать только автомобили, имеющие четное последнее число в номере; по нечетным – нечетное. Автопарковки очень дорогие. Въезд в центр Лондона – платный. На руку британцам и их климат. Пасмурная и дождливая погода намного предпочтительнее сухой и солнечной – оксиды азота образуются не так активно, а взвесь пыли, смешиваясь с туманом, оседает на землю.
В Лос-Анджелесе автовыхлопы и пыль образуют такой густой смог, что полицейские в такие дни отменяют патрулирование дорожного движения с помощью вертолетов. В Токио в безветренные сухие дни горожане вынуждены выходить на улицу в медицинских масках, чтобы уберечь дыхательные пути от токсичных выхлопов и пыли.
– В нашем законодательстве установлены гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физического воздействия на него. Государственный надзор за охраной атмосферного воздуха ведет Росприроднадзор во взаимодействии со службами Роспотребнадзора и Росгидромета, которые осуществляют мониторинг, – рассказывает Светлана Бураго. – В Ростовской области действует областная программа «Охрана окружающей среды и рационального природопользования», где много внимания уделяется снижению уровня загрязнения воздуха. Но есть и достаточно простой способ улучшить качество городского воздуха – озеленение.
Действительно, как-то позабылось, что когда-то существовал стандарт для озеленения городских улиц. Проезжую часть от тротуара отделяли газоны с обязательными деревьями и кустарниками, создававшие микроклимат, служившие защитой от пыли и шума, который, кстати, весьма вреден для здоровья горожан. Для уличных посадок выбирались древесные с высокой степенью устойчивости к пыле-газозадымлению и легко переносящие засушливый степной климат. Сегодня в Ростове деревья чаще вырубают, чем высаживают... Газоны же являют собой вообще жалкое зрелище. Очень популярна стала замена газонов тротуарной плиткой, что выгодно для ее производителей и вредно для жителей...
Одна надежда – на лихие донские ветра, разгоняющие смог с перекрестков. А если еще дождь пройдет – и вовсе праздник для наших легких!