В понедельник в Багаевском районе области, близ хутора Арпачин, был дан старт строительству гидроузла.
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Церемония была обставлена со всеми приличествующими событию атрибутами. Были и уютные прогулочные катера, доставившие гостей и прессу на остров Арпачинский, где расположатся основные объекты будущей гидросистемы, и вертолеты, с которых на остров высадился VIP-десант, возглавляемый министром транспорта России Максимом Соколовым и донским губернатором Василием Голубевым. Порадовал строй курсантов-водников, показавших отличную выправку и выдержку – попробуйте постоять по стойке «смирно» с рукой у козырька фуражки под дувшим в этот день с Дона пронизывающим ветром и то и дело брызгающим дождем.
Живописности всему происходившему на острове добавляли выстроившиеся у сцены местные казаки в кубанках и штанах с лампасами, заправленных в сапоги с немыслимой гармошкой. И сама сцена, украшенная надувными шариками цветов российского флага. В финале церемонии тысячу таких же шариков выпустили в небо, и они, ненадолго расцветив небо над Арпачиным, быстро унеслись, подгоняемые свежим ветром, за тучи.
Это произошло, как только спало покрывало с главного атрибута празднества – массивного столетнего камня. Его доставили на остров, с одного из шлюзов старой Северско-Донецкой гидросистемы, и губернатор с министром, вооружившись отвертками, взялись прикручивать к каменной глыбе металлическую памятную табличку.
Именно через остров Арпачинский должен пройти канал, на берегу которого и будет стоять это памятное изваяние, символизирующее начало строительства гидроузла. Вести его будет АО «Стройтрансгаз».
Согласно графику строительства, обозначенному на красочном баннере рядом со сценой, первый его этап – подготовительные работы – завершится до конца этого года. А полностью закончить строительство гидроузла предполагается до декабря 2020 года.
Объем инвестиций в проект, реализуемый Министерством транспорта России и Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот), превышает 22 млрд рублей. Как заметил М. СОКОЛОВ, по масштабам инвестиций этот проект аналогичен недавно завершенному строительству аэропорта «Платов». Министр назвал начало строительства гидроузла историческим событием, которого ждала вся транспортная отрасль. По его словам, значение этого проекта выходит за рамки одной отдельно взятой Ростовской области:
– Строительство объекта, завершающего систему донских гидроузлов, позволит повысить пропускную способность Волго-Донского канала, обеспечить безопасность судоходства, решить задачи гарантированного водозабора и приступить к оздоровлению Цимлянского водохранилища…
Собственно, весь проект и затевался с тем, чтобы превратить Дон в еще одну безотказную транспортную магистраль. Для этого предстоит обеспечить гарантированную глубину судоходных путей, увеличив ее до 4 метров. Тогда, по расчетам проектировщиков, должна будет появиться возможность увеличить загрузку судов, проходящих по Дону в пределах Ростовской области.
Сама идея сооружения Багаевского гидроузла, хоть и довольно давняя по времени, родилась заново в маловодье 2015 года, когда на проблемном участке Дона ниже Кочетовского гидроузла, как раз в районе станицы Багаевской, наблюдалось рекордное падение глубины судоходных путей. Оно тогда составило всего 2,7 метра, возникли проблемы с пропуском судов. О чем, говоря о необходимости строительства новой гидросистемы, вспомнил губернатор В. ГОЛУБЕВ. По его оценке, объект станет частью новой экономики региона и даст импульс развития как транспортной системе, так и мелиорации. А кроме того, обеспечит потребности донских городов, сел и станиц в бесперебойном водоснабжении.
– В других гидроузлах Волго-Донской системы раньше такого не было. Для беспрепятственного прохождения рыбы будут созданы специальные рыбоводные каналы…
Что касается подтопления плодородных багаевских земель – вопроса, который дошел аж до президента страны, то перед началом церемонии и первый заместитель губернатор Виктор Гончаров, и руководитель Росморречфлота – заместитель министра транспорта России Виктор Олерский не уставали подчеркивать, что первоначальный проект удалось изменить так, что уровень воды теперь окажется почти на полметра ниже того, что имеется вокруг острова сейчас.
И тем не менее проект до сих пор вызывает множество нареканий специалистов и экологов. Причем в самых высоких научных сферах. Так, месяц назад о нецелесообразности возведения гидроузла заявил сам президент Российской академии наук Александр Сергеев.
Экологи по-прежнему далеко не уверены в эффективности рыбоводных каналов, чему уже были примеры при строительстве плотин на разных реках. Поэтому они продолжают опасаться, что стройка уничтожит одно из последних нерестилищ рыбы в этой зоне. В частности, может исчезнуть знаменитая донская селедка, поскольку спроектированная скорость течения не позволит вырасти малькам. Такое опасение высказал глава Росрыболовства Илья Шестаков. По его словам, возведение Багаевского гидроузла может нанести рыбохозяйственному комплексу ущерб на сумму 5 млрд рублей. Именно столько денег потребуется потратить на проведение компенсационных мероприятий.
Сохранение противоречий вокруг проекта строительства Багаевского гидроузла требует продолжения диалога власти и общества по этому вопросу. Он не только не должен прекратиться со стартом строительства, но и требует активизации с целью достижения взаимопонимания и обеспечения прозрачности и взыскательного контроля за его ходом. Вот тогда камень, установленный на острове Арпачинском, все перестанут рассматривать как некий камень преткновения. Он станет действительно памятным знаком, символом умелого решения острых проблем.
Владимир Кобякин
Президент поручил…
В понедельник, 23 апреля, на сайте kremlin.ru был опубликован перечень поручений президента Владимира Путина по итогам работы медиафорума независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость» (форум провел Общероссийский народный фронт 2 марта 2018 года).
В списке поручений значится: до 30 апреля 2018 года обеспечить общественные слушания по вопросу строительства Багаевского гидроузла на реке Дон, а также экологическую экспертизу проекта.
Исполнитель поручения – Правительство Российской Федерации.
Наталья Нарсеева