Города и целые регионы, делающие ставку на развитие туризма, сегодня все больше задумываются о своей гастрономической привлекательности.
В этом году мне довелось поучаствовать в качестве эксперта от СМИ в очень интересном проекте. Это серия экспертных творческих сессий, посвященных «выращиванию» брендов Ростова.
Растили путем обмена опытом, деловых игр, «мозгового штурма». В орбиту этих сессий, организованных департаментом экономики донской столицы, были вовлечены и другие территории Ростовской области. Почему – догадаться нетрудно. Ну, например: возможно ли улучшение гастрономической привлекательности Ростова в глазах туристов без теснейшего его сотрудничества с донскими производителями сельхозпродукции? Туриста ведь испанским хамоном или настоящим голландским сыром на ростовских прилавках не удивишь. Туристу хочется чего-то местного, эксклюзивного. Того, чего нигде больше не отведаешь.
Вопросы на сессиях поднимались самые разные: от расширения ассортимента гастрономических сувениров (издавна главным донским сувениром был засоленный донской рыбец) до создания целых гастрономических комплексов, организации гастрономических фестивалей, слава о которых разнеслась бы как минимум по всей России.
– Гастрономическое будущее Ростова, по нашему мнению, может быть связано с созданием Фудграда. «Фуд» – это от английского слова «еда». Фудград – своего рода огромный рынок, состоящий из множества павильонов. Там каждая сельскохозяйственная территория Ростовской области могла бы представлять свою продукцию. Тут же – ресторан, который предлагает блюда, приготовленные из продуктов, которые продаются в Фудграде.
А Таганрог (родина Чехова, написавшего всемирно знаменитый «Вишневый сад»), или соседний с Таганрогом район могли бы стать местом фестиваля вишневого варенья и другой натуральной продукции, приготовленной из садового урожая.
Это лишь пара идей, возникших на сессии во время «мозгового штурма» в одной из групп экспертов. Озвучила их Оксана Кочевная, заведующая сектором туризма Азовской городской администрации.
Кстати, Оксана Кочевная получила приглашение на эту сессию как представитель первого в Ростовской области города, который недавно вошел в международную ассоциацию Slow Food («Медленная еда»). В рамках этой ассоциации существует множество проектов, направленных на воссоздание аутентичной кухни, воспитания хорошего кулинарного вкуса. И еще интересный факт. Среди мировых гастрономических событий выделяется фестиваль Terra Madre («Мать-земля»), он проходил в Турине. В нынешнем году число его посетителей приблизилось к трем миллионам человек. На этом фестивале было единственное вино российского производства. И представляли его азовчане!
Во время сессии возникла идея гастрономических экспедиций по родному краю по типу фольклорных. Курс – на поиск аутентичных рецептов. Ведь в современном мире велик спрос на аутентичную еду. То есть те блюда, которые едали люди, населявшие данную местность многие десятилетия и века назад. Причем одних только аутентичных кушаний тому же современному западноевропейскому гурману мало. Ему нравится, если кулинарное блюдо с историей, с какой-то легендой. Да, в общем-то, любому туристу это было бы небезынтересно…
А еще говорили о том, что хорошо бы сделать гастрономическую карту донской столицы и Ростовской области – электронную и бумажную. Что в ростовских парках (к примеру, Покровском или имени Вити Черевичкина) можно было бы проводить концептуальные, непохожие друг на друга фестивали еды с мастер-классами поваров и другими полезными дополнениями.
В общем, этот проект еще раз продемонстрировал, что творчески мыслящими людьми и интересными идеями донская земля богата.
Разговор о гастрономической истории, гастрономическом настоящем и будущем Дона мы обязательно продолжим в новом году. Что же до модных ныне аутентичных рецептов – они уже давно публикуются в нашем ежемесячном приложении для женщин «Аксинья». Причем присылают их нам сами читатели. Надеемся, что и в будущем году они поделятся с нами кулинарными рецептами своих бабушек, а мы напечатаем эти рецепты в «Аксинье».
Вкусного вам Нового года!