Не болеть всю зиму. Многие об этом даже не мечтают. А вот в Тацинской школе–интернате с такой проблемой справились давно. Как они это сделали? В поисках ответа на этот вопрос мы и приехали в интернат, но, как оказалось, здесь еще многому можно поучиться.
Фото/Видео: Екатерина Жукова
В интернате обучаются около 170 ребят разного возраста, начиная от первоклашек и заканчивая выпускниками. Чистота и порядок, какие не в каждом доме увидишь, а ведь ребята здесь не пару часов проводят, как в обычной школе, а целый день. Деревянные рамы окон выкрашены аккуратно, нигде ни пятнышка, ни рисунка, ни надписи. Как при таком количестве детей можно добиться такого порядка?
— Просто всю работу по штукатурке, покраске и поклейке обоев дети выполняют самостоятельно, — рассказывает директор интерната Галина Дмитриевна Иванова. — Вот они и ценят свой труд. К ремонту привлекаются только старшеклассники, но они и малышам дают понять, что порядок поддерживать необходимо.
Конечно, всегда найдется кто–то, кто скажет, что не нужно детей работой нагружать. Но директор не сомневается: приучать к труду надо всех. Тем более в интернате много сирот и ребят из неблагополучных семей. Поэтому ухаживать за собой и вести быт дети смогут научиться только здесь. К тому же, выйдя из стен интерната, выпускники гарантированно освоят профессию штукатура, маляра, дворника.
На самом деле в интернате глубоко продумали, как организовать пребывание детей таким образом, чтобы гармонично чередовать занятия обязательные и увлекательные. Галина Дмитриевна сделала ставку на спорт. Пригласила в школу тогда еще совсем молодого, но уже хорошо в районе известного своими достижениями учителя физкультуры Сергея Владимировича Карамнова. Вместе они и пришли к выводу о необходимости закаливания. Сами гору литературы на эту тему прочли, врачей заинтересовали. И вот уже 10 лет в интернате не знают, что такое болеть простудными заболеваниями.
От пола к проруби
Каждый учебный год начинается в интернате с осмотра детей врачами. Только после их заключений, учитывая особенности каждого ребенка, Карамнов начинает со своими воспитанниками очередной этап закаливания. Сначала дети ходят по прохладному полу, обтираются влажными полотенцами. Потом последует обливание. Для кого–то – через пару недель, для кого–то — через полгода. Кто–то еще долго будет окатывать себя теплой водой, кто–то быстро перейдет к холодной. Единого рецепта здесь нет. Некоторые еще долго ограничиваются обычной гимнастикой и трехчасовыми прогулками по улице, но ежедневно.
Поскольку не каждый захочет окатить себя ведром ледяной воды или нырнуть в прорубь, в связке с тренером работают не только врачи, но и психолог. Он выявляет, действительно ли ребенок хочет оказаться под холодным душем. Если такого желания нет, никто никого принуждать не станет.
Но в школе, как правило, бывает наоборот: все хотят нырять в прорубь, а разрешают лишь некоторым. Ежегодно в Крещенскую купель из 170 ребят окунается примерно 90. Первоклашки и второклассники никогда не выезжают к проруби – маленькие еще.
— Ныряние в прорубь – это сильный стресс, — рассказывает тренер. — Не всем он показан. Зато, если человек, ребенок сделал это, он чувствует себя победителем, понимает, что способен на многое. Ребята, с которыми мы прошли этот этап, гордятся собой. Они становятся послушней, как будто взрослее, ведь они провели большую работу над собой. Мне с ними легче договориться, ученики понимают: преодолевали этот сложный путь мы вместе – это сближает. А еще старшие активно помогают младшим, поддерживают их, и это делает наш коллектив дружнее, а ребят — добрее.
Моржи улыбаются чаще
Ныряние в прорубь в Крещение — конечный этап закаливания. Ему предшествует обливание холодной водой зимой на улице, обтирание снегом.
Само же Крещение для ребят превращают действительно в праздник. На лед приглашаются батюшка, Дед Мороз со Снегурочкой. В самом интернате учеников ждет настоящий пир с праздничной программой. Но, конечно, самое пристальное внимание уделяют организации самого ныряния. Ребят всегда привозят и увозят в теплом автобусе. Таким образом, ко льду ныряльщики выходят из тепла. После ныряния в тепло сразу же и попадают. Их растирают полотенцами. Дети быстро одеваются, пьют горячий травяной чай.
Старшеклассники Вячеслав Пашкевич и Сергей Тищенко и бровью не повели, когда вместе с другими сверстниками демонстрировали передо мной в мороз свое умение обливаться. Говорят, не холодно совсем. А вот рассказывая о нырянии в прорубь, не скрывали эмоций.
— Когда ныряешь, дух захватывает, — рассказывает Сергей. — А выныриваешь — все тело как будто иголочками покалывает. И такую радость чувствуешь! Сейчас мне 15 лет, а ныряю с 4–го класса, но каждый раз жду этого события с таким нетерпением, как будто в первый раз.
С появлением Карамнова и некоторые работники интерната занялись закаливанием. В прорубь вместе с воспитанниками ныряют. А сам Сергей Владимирович и жену, и детей к закаливанию приобщил.
— А что же, учеников мы туда отправляем, а сами не лезем? — рассказывает Галина Дмитриевна. — Я первая ныряю. Последние годы лед толщиной почти в пятьдесят сантиметров был. Вот когда ныряли и героями себя считали, в этом году – не то. Но бодрость тела и духа все равно невероятная. Кстати, заметила: среди тех, кто не закаляется, пессимистов больше и улыбаются они реже.
Не заставить, а направить
Чтобы соблюсти два главных правила закаливания – последовательность и системность — в интернате идут на многое. Первое: как только начинаются морозы, и выпадает снег, меняют расписание. Ведь теперь детям нужно выходить снегом обтираться, обливаться. А потом сразу же в баню. Там горячий травяной чай пьют. В школе в теплое время года сами травы собирают, веники березовые заготавливают. Бывает, вместо бани идут в обычный душ. А вот травяной чай, считают, ничем не заменить.
Стараются в школе по возможности и большую часть уроков физкультуры на улице проводить. Когда выпадает снег, играют в снежки, катаются на санках.
— Всеми силами добиваемся того, чтобы дети как можно больше двигались и на улице находились, — рассказывает Сергей Владимирович. —В том числе для этих же целей разбили свой сад, огород. В школе действует 4 спортивных кружка: легкой атлетики, спортивных игр, настольного тенниса и шашек. Особенно много ребят играют в футбол. У нас есть даже мальчики, которые попадают в сборные команды района. Представляете, как поднимается у них самооценка! К тому же наши дети общаются со сверстниками – происходит социализация.
— Наверное, активно подталкиваете их к занятиям? – спрашиваю у Карамнова. – Все больше родители сегодня рассказывают, что детей, особенно подростков, не оторвешь от дивана или компьютера.
—У нас все и сделано для того, чтобы дети к такому образу жизни не привыкали. Они попросту не знакомы с ним. Поэтому секции ребята посещают исключительно по собственному желанию. В итоге они и развиваются, и энергия у них направлена в положительное русло, и на мысли о дурном у наших детей времени почти не остается.