Ребенок не любит ходить в детский сад. Кто виноват? Что делать? «А разве вы любите ходить на работу?» – задает встречный вопрос воспитатель ростовского детского сада № 70 Натэла Борисовна ВЕРИГИНА, победительница областного конкурса «Учитель года Дона – 2018» в номинации «Воспитатель». И сама же дает ответ.
Натэла Борисовна в своей профессии человек неслучайный. Девочкой с удовольствием приглядывала за детьми знакомых и родственников. Потом судьба привела ее в Донской педагогический колледж. И вот уже 14 лет, как она работает в детском саду. Натэла Борисовна – человек ищущий. Ей интересны все новейшие методики. Но при этом она уверяет, что развитие ребенка большей частью происходит благодаря... мелку и листику бумаги. Ей скучно сидеть сложа руки, и она увлекает группу логическими играми, танцами, вязанием крючком, но всегда помнит: дети должны иметь время для того, чтобы заниматься чем захотят.
А насчет желания (или нежелания) ребенка идти в детский сад Натэла Борисовна считает так:
– Воспитателю нужно почувствовать ребенка, это очень тонкая вещь – здесь требуются и интуиция, и опыт, но только это и может помочь. Ведь если одного ребенка следует вовлечь в игру, то другого следует просто не трогать какое-то время, оставить в покое. Нужно почувствовать и маму ребенка, понять ее чувства. Она привела в детский сад самого дорогого человечка. Если увидит, что к ее ребенку относятся как к величайшей ценности, успокоится, будет доверять воспитателю, пусть он даже в чем-то и ошибется.
– А как родителям подготовить малыша к садику?
– В первую очередь – соблюдать режим. Вовремя положить спать, покормить, выйти на улицу. Научить самостоятельно кушать, одеваться. Важно понять, когда ребенок уже способен это сделать сам, и всячески поддерживать инициативу самостоятельных действий. У меня есть сын, но я ловлю себя на мысли, что не всегда поступаю правильно, когда, торопясь куда-нибудь, что-то побыстрее делаю за него. Этим мы мешаем нашим детям. И от этого же они страдают потом в саду. Детский сад, группа – это детский коллектив, где считаться будут не с одним, а со всеми. Здесь многое приходится делать самому – кому это понравится, особенно если не умеешь?
– А как Вы относитесь к тому, что детей сегодня стараются максимально загрузить? Даже самых маленьких куда только не водят…
– Развивать ребенка – хорошо и правильно, но всему есть мера. А дети, которые ходят в детский сад, очень сильно устают, особенно малыши. По рекомендациям психологов, среда должна быть для них выходным днем.
Можно сходить и в развивающий центр, но, когда вы идете обратно, поговорите с ребенком, спросите, что он там делал, что видел, что ему понравилось. Дети всегда ждут внимания от родителей, а поэтому и свободное время иногда нужно посвятить не походу в цирк или кукольный театр, а совместной игре, чтению книги. Посмотрите вместе мультик, обсудите его.
– Какие мультики Вы рекомендуете?
– Мы в садике нечасто включаем детям мультфильмы, причем на 10-15 минут. Это какие-нибудь душевные или тематические сказки. Например, весной мы смотрим мультики про то, как зеленеют листочки и распускаются цветы или уходит зима. А вот «Том и Джерри» не включаем уже больше 10 лет. Однажды заметили, как дети смеются, когда смотрят мультик про то, как у олененка чуть не утонула мама. Они привыкли, что при битье сковородой по голове все смеются, что потом может вырасти вторая голова, появится еще одна жизнь. Мы решили, что от этого нужно уходить.
– А как Вы вообще находите современных детей?
– Они не такие, как были 14 лет назад. Более любознательные и активные, но вот глубины знаний и устойчивости интереса им не хватает. Постоянно ждут шоу, развлечений. Растут в условиях, когда нажал кнопку – и вот тебе яркая интересная картинка. Они к этому привыкли, а ведь процесс развития заключается в простых вещах: множество раз сложить самолетик, завязать бантик. Для этого нужна усидчивость. Современным детям ее не хватает. Думаю, родителям просто не нужно ребенка активно втягивать в пользование гаджетами, просмотр телевизора. Самое важное – сохранять семейные ценности: тепло общения малыша с родителями, бабушками и дедушками. В общем, растить счастливого хорошего человека, тогда и глубины, по крайней мере, душевной, все равно будет больше. А вообще процесс воспитания крайне индивидуален. Каждый здесь идет своей дорогой. Антон Семенович Макаренко сказал по этому поводу так: «Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»