В Азовском центре помощи детям 20 лет назад открыли первую школу для родителей, решивших взять ребенка на воспитание. Сегодня в центре накоплен уникальный опыт по работе с приемными семьями. Что делать, чтобы такая семья «состоялась»? Как не допустить ее распада, возвращения ребенка обратно в детдом? Об этом мы поговорили с заместителем директора по научно-методической работе Азовского центра помощи детям кандидатом педагогических наук Марией ЗАЛУЖНОЙ.
– Мария Васильевна, а в ваш центр детей возвращали?
– В наш центр воспитанников пока не возвращали, но в других учреждениях такие случаи есть. Мы проводим тщательную подготовку родителей к приему деток. И мамы, и папы посещают нашу школу приемных родителей в обязательном порядке. У нас это чуть ли не ультимативное условие. Потому что опыт показывает: часто женщины берут инициативу по усыновлению или удочерению на себя, а отца ставят уже перед фактом – сами понимаете, какой результат это может иметь. Или же мужчине сказали, что он скоро станет папой для приемного ребенка, и он даже согласился, но до конца ситуацию не оценивает. А потом на его территории вдруг появляется человечек, требующий заботы и внимания, которые мужчина на самом деле не собирался ни к кому проявлять. Что будет в этом случае? Тоже – ничего хорошего. Причем проблемы в семьях часто начинаются не сразу, а тогда, когда ребенок достигает подросткового возраста.
– То есть тогда же, когда эти проблемы часто начинаются и у пап с мамами с родными детьми?
– Да. Но если женщина по сути своей призвана дарить заботу и внимание, то мужчина – человек другого плана: его любовь нужно заслужить. Поэтому отцам принять чужого ребенка сложно. Если же мужчина испытывает дискомфорт и не может от него уйти, он начинает чем-то компенсировать свое неудобство, например, алкоголем. Отношения в семье разлаживаются, нередко дело доходит до развода. Женщина же не всегда в состоянии обеспечить детей самостоятельно. Ребенок попадает обратно в сиротское учреждение. Иногда в семьях не доходит до развода – ребенка возвращают раньше…
– Мужчина предстает в неприглядном свете, мягко говоря?
– Это лишь на первый взгляд. На самом же деле, очень утрируя, можно говорить о том, что общество толкает сильный пол на подобные поступки. У нас в стране почти никто не занимается исследованием отцовства. Если в психологии еще есть отдельные исследования, то в педагогике их нет вообще. Законодательно у нас закреплена защита материнства и детства (об отце – ни слова). В обществе у нас больше женщин, чем мужчин. Это, конечно, сказывается на развитии детей. Куда дети ни приходят – в магазин, школу, больницу – всюду видят женщин. И ведь слабый пол у нас сегодня способен выполнить чуть ли не любую работу.
– Но ведь это так! Да и закон на стороне матери, наверное, потому, что так ребенок может получить гораздо больше гарантий на нормальное счастливое детство?
– Возможно. Но ведь что происходит. Еще почти век назад наш ведущий психолог Моисей Матвеевич Рубинштейн говорил о том, что, если мы уйдем от раздельного обучения мальчиков и девочек, уже через сто лет это негативнейшим образом скажется на институте семьи. И вот почему. Мужчины и женщины развиваются по-разному. В какой-то момент девочки начинают в своем развитии опережать мальчиков. Что в итоге происходит в школах? В заданиях и требованиях всех уравняли. Но в определенный период успешней оказываются девочки, к мальчикам же приклеивается клеймо неумех, оболтусов, тунеядцев.
А они нередко еще просто физиологически не достигли того уровня, что по плечу их одноклассницам. В итоге мужчина с детства получает статус неудачника, он закрепляется в сознании. Если же молодой человек не может реализовать себя, чувствует ущербным, он легко может быть подвержен вредным привычкам. А наркоману и алкоголику трудно создать семью и сохранить ее.
– Что же делать?
– Если говорить в общем: нужно формировать мужчину через женщину. Матерям и женам нужно повысить статус мужчины. Если это случится, у дочерей отношение к мужскому полу изменится автоматически. Нужно больше уважения проявлять к своему отцу, мужу, сыну. Но, конечно, и самим женщинам нужно соответствовать общепринятым представлениям о прекрасном поле: стремиться быть культурнее, скромнее, образованнее. Рядом с такими женщинами и мужчины преображаются.
И, конечно же, отец должен принимать участие в воспитании детей, погружаться в семейные и детские проблемы, тогда для него многое станет очевиднее. Например, мы и на занятиях школы приемных родителей, и в школе отцов рассказываем обо всем спектре проблем, с которым приходится сталкиваться при воспитании детей. Родителям необходимо уметь хоть как-то планировать семейный бюджет, иметь знания хотя бы о самых распространенных детских болезнях, о правилах гигиены, режиме дня, особенностях психологии детей и подростков, о требованиях, предъявляемых в садиках и школах. И знать это должны не только женщины. Иногда после посещения наших занятий мужчины признаются, что не готовы взять в семью приемного ребенка. И это тоже неплохо, потому что в этом случае ребенка хотя бы не вернут.