В соответствии с Конституцией Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
Данные положения нашли свое отражение в нормах Семейного кодекса Российской Федерации: родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи.
Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 Семейного кодекса Российской Федерации.
Родители не освобождаются от этих обязанностей и после лишения их родительских прав, а также когда дети помещены в детские учреждения и находятся на полном государственном обеспечении.
Таким образом, природа возникновения алиментных обязательств обусловлена фактом рождения детей, а не фактом расторжения брака и лишения родительских прав.
При отсутствии соглашения алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка одной четверти, на двух детей одной трети, на трех и более детей половины заработка и (или) иного дохода родителей.
Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
В случаях, если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях и в твердой денежной сумме.
Размер твердой денежной суммы определяется судом, исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Как правило, в большинстве случаев удержание алиментов производится из заработной платы должника или иных доходов.
В соответствии со ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229ФЗ «Об исполнительном производстве» лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.
При взыскании алиментов на несовершеннолетних детей и наличии задолженности размер удержания из заработной платы и иных доходов должникагражданина может составлять до семидесяти процентов (по остальным судебным актам до пятидесяти процентов).
Перечень доходов, из которых могут производиться удержания алиментов, достаточно значителен. Данный перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841 и содержит, например, такие экзотические виды дохода, как суммы, полученные от реализации авторских и смежных прав, старательской деятельности и др.
В случае невыполнения родителями обязанности по содержанию несовершеннолетних детей Федеральная служба судебных приставов как орган принудительного исполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц призвана обеспечить соблюдения прав гражданина на получение алиментов посредством применения к должникам мер принудительного исполнения, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.
С учетом особой социальной значимости территориальными органами ФССП России, действующими в Южном федеральном округе (далее территориальные органы ФССП России), особое внимание уделяется вопросам взыскания алиментных платежей.
Как свидетельствуют статистические данные, в течение 10 месяцев 2011 года на исполнении в территориальных органах ФССП России находилось 157 тыс. 914 исполнительных документов о взыскании алиментов. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года в целом по Южному округу отмечается незначительное (на 1,6%) уменьшение общего количества исполнительных документов, находящихся на исполнении.
За 10 месяцев 2011 года окончено и прекращено 57 тыс. 349 исполнительных производств, при этом более половины (31 тыс. 088 производств) направлением копий исполнительных документов по месту работы должников для периодического удержания алиментных платежей из заработной платы. В связи с достижением ребенком совершеннолетия и исполнением алиментных обязательств в полном объеме 18% (или 5 тыс. 788 и/п.).
В целях достижения положительных результатов работы в рассматриваемой сфере деятельности территориальными управлениями ФССП России принимается комплекс мер организационноуправленческого характера и методического сопровождения деятельности структурных подразделений.
Вопросы состояния работы о взыскании задолженности по алиментам в обязательном порядке являются предметом рассмотрения коллегиальных и совещательных органов территориальных управлений ФССП России, на которых в необходимых случаях заслушиваются начальники структурных подразделений судебных приставов, их заместители, судебные приставыисполнители, имеющие низкие показатели деятельности. По результатам проводимых совещаний принимаются конкретные решения, направленные на безусловное взыскание алиментов.
Одной из наиболее действенных мер осуществления внутриведомственного контроля, в том числе по принудительному взысканию алиментных платежей, является проведение проверок структурных подразделений судебных приставов. Например, только Управлением ФССП России по Волгоградской области за 11 месяцев 2011 года проведено 157 проверок. При этом в случае выявления нарушений законодательства об исполнительном производстве инициируется проведение служебных проверок, виновные должностные лица (начальники отделов судебных приставов и их заместители, судебные приставыисполнители) привлекаются к дисциплинарной ответственности.
С учетом регулярно обновляющегося кадрового состава на постоянном контроле в территориальных органах ФССП России находится вопрос повышения уровня профессиональной подготовки судебных приставовисполнителей и их методического обеспечения.
С этой целью аппаратами территориальных органов ФССП России подготавливаются и направляются методические рекомендации по вопросу принудительного взыскания алиментов, выявления имущества должников по данной категории производств, проводятся обучающие семинары, оказывается практическая помощь при осуществлении выездных проверок.
Территориальными управлениями ФССП России осуществляется контроль планирования и проведения структурными подразделениями проверок деятельности бухгалтерий по месту работы должников, применения в случае выявления нарушений мер административного воздействия.
В рамках осуществления контроля правильности, своевременности удержания и перечисления алиментных платежей, а также своевременного возвращения копий исполнительных документов в связи с увольнением должников за 10 месяцев текущего года в целом по Южному федеральному округу проведено 8 тыс. 958 проверок работы бухгалтерий организаций.
В случае выявления нарушений по порядку удержания и перечисления алиментов в отношении виновных должностных лиц применяются меры административного воздействия. Активно использовались данные полномочия судебными приставамиисполнителями Управления ФССП России по Краснодарскому краю, которыми к административной ответственности привлечены 322 бухгалтера.
Судебными приставамиисполнителями в целях недопущения нарушений по срокам удержания и перечисления алиментных платежей применяются также меры превентивного характера. Например, управлениями ФССП России по Республике Адыгея, Астраханской и Ростовской областям в бухгалтерии организаций направляются подготовленные информационные письма о порядке удержания и перечисления денежных средств с должников.
Особое внимание территориальными управлениями ФССП России уделяется организации конструктивного взаимодействия с государственными и иными органами в целях привлечения дополнительных ресурсов для повышения результативности работы по принудительному взысканию алиментных платежей.
В этих целях организовано взаимодействие с органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации (управлениями, департаментами государственной службы занятости населения и т.п.) по вопросам оказания содействия в трудоустройстве граждандолжников. В результате принятых мер только в Ростовской области трудоустроено свыше 500 должников по исполнительным документам о взыскании алиментных платежей, не имеющих постоянного заработка.
Необходимо отметить, что при отказе должника трудоустраиваться судебными приставамиисполнителями в обязательном порядке отбираются письменные объяснения по таким фактам, что впоследствии является одним из элементов доказательной базы злостного уклонения от уплаты алиментов.
Федеральным законом от 27.11.2007 № 272ФЗ «О внесении изменений в статью 151 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации» к подследственности органов дознания службы судебных приставов отнесена ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающая уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты алиментов.
В течение 10 месяцев 2011 года органами дознания территориальных управлений ФССП России возбуждено 5 тыс. 725 уголовных дел по ст. 157 УК РФ. Как показывает практика, в ряде случаев в ходе реализации мер уголовного воздействия должниками принимаются действия к трудоустройству, погашению задолженности по алиментам.
Так, в Республике Калмыкия в результате возбуждения дознавателем Малодербентовского районного отдела судебных приставов уголовного дела в отношении гр. М. задолженность по алиментным обязательствам в размере 225 тыс. рублей погашена в полном объеме.
Вместе с тем ввиду мягкости санкций, предусмотренных ст. 157 УК РФ (злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей наказывается обязательными работами на срок от 120 до 180 часов либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев), привлечение должника к уголовной ответственности не всегда становится фактором, побуждающим к погашению задолженности.
В большинстве случаев за данное преступление суды назначают в качестве наказания исправительные работы, поскольку многие из осужденных не имеют основного места работы. При этом должники, в отношении которых вынесены обвинительные приговоры, продолжают уклоняться от отбывания наказания и исполнения судебных актов о взыскании алиментов.
В таких случаях в рамках совместного соглашения от 13.07.2010 между Федеральной службой судебных приставов и Федеральной службой исполнения наказаний во взаимодействии дознавателей службы судебных приставов и уголовноисполнительных инспекций перед судебными органами ставится вопрос замены должникам уголовного наказания на более жесткое.
Например, в Ростовской области гр. С. заменено наказание с 8 месяцев исправительных работ на лишение свободы сроком на два года с отбыванием наказания в колонии поселении.
Следует также отметить, что на сегодняшний момент понятие злостности уклонения от уплаты алиментов не определено на законодательном уровне, что порождает его различное толкование правоприменителем.
Вопрос о наличии злостности в действиях должника решается в каждом конкретном случае с учетом причин неуплаты и других обстоятельств. Так, если задолженность образовалась в связи с несвоевременной выплатой заработной платы или по другим уважительным причинам, лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности.
Однако имеют место случаи, когда должник, желающий избежать уголовного преследования, вносит незначительные ежемесячные платежи (100 200 рублей) либо устраивается на работу с незначительной заработной платой. При этом злостность в его действиях будет отсутствовать, к уголовной ответственности его привлечь не представляется возможным, однако сумма задолженности будет расти, а права несовершеннолетнего ребенка останутся незащищенными.
В связи с этим представляется целесообразным на законодательном уровне четко определить понятие «злостность уклонения от уплаты средств на содержание несовершеннолетнего ребенка», а также ужесточить наказание, предусмотренное санкцией ст. 157 УК РФ.
В рамках взаимодействия с Федеральной миграционной службой и Пограничной службой Российской Федерации судебными приставами исполнителями территориальных органов ФССП России за 10 месяцев 2011 года вынесено 25 тыс. 954 постановления о временном ограничении должников в праве на выезд за пределы Российской Федерации по исполнительным производствам о взыскании алиментов.
В результате применения мер по ограничению выезда должников из Российской Федерации только в Управлении ФССП России по Ростовской области погашена задолженность в рамках 521 исполнительного производства.
Так, после применения данной меры судебным приставомисполнителем Тацинского районного отдела Управления ФССП России по Ростовской области должником Б. погашена задолженность по алиментам в сумме 104 тыс. рублей.
Одним из ключевых моментов принудительного взыскания алиментов является розыск должника и его имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Территориальными органами ФССП России реализуются новые способы выявления имущества должников, а именно направляются запросы:
- в бюро кредитных историй на предмет предоставления информации о должнике как о субъекте кредитных историй;
- в компании, осуществляющие перевозки авиационным и железнодорожным транспортом (по вопросу перемещения должника и затраченных им денежных средствах на приобретение проездных билетов);
- в страховые компании (о заключенных договорах страхования имущества, суммах страхового взноса и страхового возмещения в случае наступления страхового случая) и др.
В целях повышения эффективности розыскной деятельности территориальными органами ФССП России проводились рабочие встречи с сотрудниками подразделений полиции, ответственных за розыск.
На вышеуказанных мероприятиях рассматривались также вопросы организации передачи из подразделений полиции в структурные подразделения судебных приставов розыскных дел в связи с возложением с 01.01.2012 функций по розыску должников по алиментным обязательствам на Федеральную службу судебных приставов.
В продолжение вопроса осуществления розыскной деятельности необходимо отметить, что 7 декабря 2011 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Федеральный закон, в соответствии с которым ФССП России для розыска должников разрешается нанимать частных детективов.
Обратиться к частному сыщику судебные приставы смогут также в случаях розыска ребенка по исполнительным производствам, связанным с его передачей от одного родителя другому или органу опеки и попечительства.
Кроме того, в соответствии с принятым законом должники будут обязаны по требованию пристава предоставить полную декларацию об имущественном положении: наличии имущества и месте его нахождения. В случае отказа предоставить необходимую информацию или предоставление недостоверных сведений в декларации предусмотрена уголовная ответственность штраф до 100 тысяч рублей либо обязательные работы.
Вместе с тем, несмотря на имеющиеся положительные результаты деятельности судебных приставов, принимаемые территориальными органами ФССП России меры организационноуправленческого характера, методического обеспечения, с учетом постоянного расширения полномочий судебных приставов, до настоящего времени остается ряд проблемных вопросов, напрямую или косвенно влияющих на фактическое взыскание алиментных платежей.
Прежде всего это отсутствие необходимых объемов рынка труда (в большей степени в сельской местности); выезд должников в поисках работы (в том числе сезонной) без снятия с регистрационного учета и постановки на временный учет по новому месту жительства и др.
Имеют место факты трудоустройства должников на рабочие места с неполным рабочим днем. В этом случае им выплачивается заработная плата в незначительных объемах, что вызывает жалобы со стороны взыскателей. При этом по результатам проверок, проводимых государственной инспекцией труда, в этих случаях, как правило, нарушений не устанавливается.
Значительные трудности возникают при исполнении требований исполнительных документов в отношении лиц, являющихся иностранными гражданами, временно проживающих в период вынесения судебных решений на территории Российской Федерации, либо граждан Российской Федерации, выехавших в иностранные государства. Данная проблематика обусловлена тем, что на сегодняшний день вопрос взыскания алиментов на территории стран дальнего зарубежья решается в рамках международных договоров, заключенных с этими странами, а их перечень не столь значителен (например, это Италия, Австрия, Китай, Корея и др.).
Для разрешения указанных проблем представляется целесообразным рассмотреть вопрос об ужесточении законодательства в сфере миграции. Например, при вынесении решения о взыскании алиментов в паспорт должника вносить отметку о его обязанности выплачивать алименты, что позволит контролировать передвижение лиц, обязанных к уплате алиментов, в том числе сократить количество разыскиваемых должников.
В рамках применения мер уголовного воздействия необходимо ужесточить наказание при повторном привлечении неплательщика алиментов к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ (лишение свободы на срок до двух лет), поскольку перспектива нахождения в исправительном учреждении может оказаться для должника фактором, влияющим на добросовестное исполнение алиментных обязательств.
Представляется целесообразным обеспечение государственной поддержи детей, чьи родители привлечены к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ, в виде выплаты ежемесячного пособия с последующим взысканием затраченных денежных средств с должника.
Безусловно, фактическое исполнение требований об алиментных обязательствах невозможно без полного и своевременного применения судебным приставомисполнителем в отношении должника всего комплекса мер принудительного исполнения, предоставленных Федеральной службе судебных приставов действующим законодательством.
Главный специалист-эксперт отдела анализа и
координации деятельности территориальных органов
подведомственных федеральных служб
Главного управления Министерства юстиции
Российской Федерации по Ростовской области
Е.В. КРЕЩУК