Обычно мы говорим о том, что к первому походу в школу необходимо подготовить малыша. Но и о родителях забывать не стоит. Как правило, родители больше чувствуют себя неуверенными перед походом в школу своих малышей, чем сами дети
Волнуйтесь, это – нормально
И нет в этом ничего страшного или стыдного. Ведь родители не могут заглядывать в будущее. Сначала у них был грудничок – маленький комочек счастья, и они переживали, что не справятся с ним. Прошло время, малыш пошел в ясельную группу, потом в старшую группу детского сада. И родители тоже переживали, хотели все сделать правильно. Теперь же ребенка нужно вести в первый класс. И они – родители школьника, уже почти взрослого человека. Поход в школу – очень важный момент в жизни не только ребенка, но и всей семьи, поэтому волнение родителей – неудивительно.
Первое, что нужно помнить родителям будущего школьника – важно научить ребенка самостоятельно находить развлечения. Помните, что в школе ребенок предоставлен сам себе на более длительный срок, чем в детском саду. Если малыш будет знать, чем заняться на перемене, во что поиграть с одноклассниками – ему будет гораздо легче адаптироваться к школе. Чем раньше вы начнете воспитывать самостоятельность в своем ребенке, тем спокойнее вы за него будете, когда он пойдет в школу.
Поэтому не следует постоянно быть рядом, навязывать только свою компанию. Например, если вы идете в магазин, лучше всего спросить самого ребенка, хочет ли он пойти с вами. Не решайте за него: не тащите с собой и не оставляйте дома одного. Если вы будете спрашивать о его желаниях, будете учить его находить компромиссы и идти друг другу на уступки – это хорошо повлияет на его жизнь в коллективе.
Но, конечно, самостоятельность заключается не только в праве выбора, но и в поступках. То есть вы должны доверять своему ребенку и быть уверенными в том, что можете спокойно оставить его одного дома. Он должен уметь подогреть себе еду и найти себе занятие, пока вас нет дома. Поэтому еще в детском саду постепенно приучайте его к самообслуживанию. Разумеется, он должен уметь самостоятельно одеваться и собирать свои вещи в детский сад, а потом и в школу, должен знать основы безопасности.
Конечно, не стоит оставлять ребенка одного каждый день и подолгу. Но постепенно он должен привыкать к самостоятельной жизни. Чем раньше вы начнете такую подготовку, тем легче ребенку в будущем будет заботиться о себе. В общем, если вы будете спокойны, когда ребенок остается один дома, то вам будет спокойнее за него и тогда, когда он в школе.
В любом случае, если вы хотите спокойной дружеской атмосферы в школе для вашего ребенка – не стоит затевать подобные споры с учителями. Более того, не стоит отделять школу от семьи, ведь, как уже было сказано, как школа, так и семья в комплексе влияют на ребенка. Поэтому и работать они должны сообща. Войдите и в положение учителей: в классе около тридцати учеников, плюс масса бумажной работы, домашние задания и подготовка к будущим урокам. Разве можно ожидать от учителя еще и индивидуальной воспитательной работы с каждым учеником?
Поэтому, как ни крути, ответственность за собственного ребенка не удастся перевесить на чужие плечи. Именно вашей задачей будет развитие в ребенке самостоятельности, умения общаться и находить общий язык с окружающими людьми. От вашего воспитания будет зависеть, насколько ребенок эмоционально устойчив и готов к обучению. Он должен быть дисциплинирован, уметь держать себя в руках.
В то же время ребенок должен уметь за себя постоять. Но не стоит воспитывать в ребенке «бунтарский дух». Многие родители часто используют именно такой метод, чтобы ребенка никто не обижал в школе. Но такой подход лишь навредит ребенку. Если он будет грубить и драться, учителям придется «осаживать» его. В таком случае, кроме нелюбви к школе и дисциплине, у ребенка не сформируется ничего. Ему будет казаться, что учитель несправедлив к нему, ведь папа разрешил отвечать на обиды таким образом. Помните, ваша основная задача – это научить ребенка быть частью коллектива и при этом оставаться индивидуальностью.
Дети и учителя
Отношения ребенка с учителем – отдельная тема. В младшем школьном возрасте авторитет учителя становится у ребенка выше, чем родительский авторитет. Ребенок готов беспрекословно выполнять все задания учителя, он восхищается им и так далее. Вы же должны объяснить ребенку, что не стоит во всем соглашаться с учителем. Любой взрослый человек, в том числе педагог, может ошибаться, может быть грубым и несправедливым. Поэтому ваш ребенок, несмотря на уважение к учителю, не должен ловить каждое его слово и раболепствовать перед ним.
В случае, если ребенок не находит с учителем общего языка, вы тоже должны объяснить малышу, что иногда нужно быть умнее и не доводить до конфликта. Даже если учитель неправ, не всегда нужно до конца стоять на своем. Обучите ребенка дипломатии: он может оставаться при своем мнении, но не показывать это учителю. Пусть он научиться играть роль подчиненного. Это не лицемерие и не ложь, а способ найти компромисс, если отношения с учителем не ладятся.
Почему малыш боится идти в школу?
Родители часто воспитывают малыша, говоря ему, например, что он непослушный и в школе его будут постоянно ставить в угол. Или что он не умеет читать, и его выгонят из школы. Таким образом, у ребенка формируется страх перед школой. Он будет бояться учителя, бояться отвечать на уроке, будет вести себя зажато и несмело.
Правильнее будет, наоборот, заинтересовать ребенка обучением в школе. Рассказывайте малышу, чему он научится, как много у него будет интересных занятий, со сколькими сверстниками он познакомится и подружится. Это будет прекрасная мотивация для ребенка, и он с удовольствием побежит в школу.
Большие нагрузки
Сейчас все родители уверены, что ребенок не сможет высидеть 45 минут урока без движения. Но на сегодняшний момент почти во всех школах уроки в начальной школе длятся полчаса, да еще и через 15 минут урока проводится физкультминутка. Не думайте, что учителя младших классов строгие и бессердечные люди. Сейчас никто не предъявляет высоких требований к младшим школьникам касательно дисциплины. Учителя прекрасно понимают, что ребенку сложно сидеть без движения, поэтому нормально реагируют на то, что ребенок отвлекается.
Действительно, в школе к ребенку предъявляют намного больше требований, чем в детском саду. Но и это не должно вызывать у родителей волнения, ведь нагрузка возрастает постепенно, и родители вполне могут помочь малышу адаптироваться к ней. Научить планировать свое время, чтобы все успевать и так далее.
Так чего же мамы и папы на самом деле боятся?
Самые серьезные волнения вызывают рядовые, на взгляд психологов, проблемы, которые можно разделить на несколько групп:
1. «Туалетные проблемы»
«Не сможет попросить чаю в столовой, не найдет уборную», – нашептывает страх нарушения базовой безопасности. По идее, в семь лет ребёнок уже должен быть достаточно самостоятелен, чтобы найти выход без помощи родителей. Однако если вас что-то беспокоит, попробуйте обсудить с ребенком его действия в той или иной ситуации – шаг за шагом. Если разговоры не помогают, сходите в школу и проиграйте все варианты на месте. Безусловно, и без вашей помощи ребёнок рано или поздно освоится, но эти меры нужны в первую очередь для того, чтобы успокоить родителей. Уверенность матери – залог уверенности ребёнка.
2. Конфликтная ситуация
Многие родители переживают, что сын или дочь могут не рассказать о каком-либо ЧП в школе. В данном случае речь идёт о страхе нарушения отношений – так психологи называют ситуацию, когда отсутствует контакт между ребёнком и родителями. Кроме того, родители подсознательно страшатся оказаться предметом всеобщего обсуждения, боятся, что окружающие узнают: в семье что-то не так. Ведь ребёнок – это своего рода симптом, который лучше всего говорит о болезнях семьи. Однако не нужно путать свою тревогу с детской. Что нужно – так это постоянно обсуждать с сыном (дочерью), что произошло за день. Очень подробно – опять же шаг за шагом. Что делал, почему, зачем…
Разговаривать – вообще первая родительская обязанность. Если даже ребёнку дали в глаз, сначала надо выяснить, как именно это произошло и при каких обстоятельствах. И только после этого идти разговаривать с виноватым, кто бы им ни оказался.
Если же речь идёт о хронических конфликтах – тут уже надо разбираться всерьёз. Посмотреть на поведение ребёнка в естественных условиях. Приглашать друзей-врагов в дом. Показывать, как играть друг с другом. И еще: если ребёнок вдруг стал агрессивен, не спешите наказывать или ставить диагнозы. Возможно, он просто защищается. Ваша задача выяснить – от чего? Не мешает поговорить и с учителем.
3. А если учитель…
Часть родителей боится учителей, это факт. Вероятно, объяснить подобные страхи можно детскими комплексами. Что ж, пришло время поработать над собой. Запомните: родители и педагог – партнеры. Но если у вас возникли вопросы – не бойтесь задать их учителю в рабочем порядке.
Начинать разговор с претензий, безусловно, не стоит. Вопрос «Почему мою дочь посадили на последнюю парту?» можно задать иначе: «Я обеспокоена тем, что…»
О поведенческих проблемах не бойтесь спросить психолога.
В общем, жизнь родителей – сплошные волнения. И это нормально. Главное, не транслировать свою тревогу: ребёнок должен знать, что всё у него получится, а родителям придётся научиться четко разделять страхи на собственные и объективные.
Почему же родители все еще переживают, отводя детей в первый класс? Дело в том, что каждая мама и каждый папа воспринимают эту новую ступень в жизни ребенка, как еще одну свою собственную ступень к старости. Конечно, зачастую это волнует мам, но и папы бессознательно понимают, что грядет старость. Ведь одно дело, когда ребенок только пошел в садик – это значит, что родители молодые. Но если сын поступил в школу, то молодыми родителей уже никто не назовет. Именно поэтому часто родители впадают в своеобразную депрессию и отдаляются от детей как раз в тот период, когда малышам так нужна родительская поддержка.
Что тут можно сказать? Разве только то, что главное – быть молодым в душе. Поймите, что вы – всего лишь родители первоклассника, а не выпускника вуза. Для малыша все только начинается, как, впрочем, и для вас.