Сегодня нашему земляку Виктору Мережко исполняется 80 лет
Накануне мы созвонились с юбиляром.
Наш телефонный разговор проходит сразу после его возвращения с Алтая, где он возглавил жюри Шукшинского кинофестиваля. Виктор Иванович спешит поделиться впечатлениями от поездки:
- Потрясли простота и доброта людей, невероятная красота просторов, богатые зерном, подсолнухами поля. Я думал, что еду по своей любимой Ростовской области. Не мог представить, что Алтай так близок к ее природе. И потом, там есть знаковые фигуры - Василий Шукшин, Роберт Рождественский, Михаил Евдокимов, Валерий Золотухин, изобретатель Михаил Калашников. Я много где бывал, но такой любви народа, руководства к своим великим землякам нигде не видел.
Виктор Иванович Мережко - сценарист, кинорежиссер, драматург, актер, писатель, телеведущий, лауреат государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист Российской Федерации. По его сценариям снято более 70 фильмов, среди них - «Родня», «Полеты во сне и наяву», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Курочка Ряба», «Подземный переход», «Хуторянин»...
В. Мережко - председатель правления Центрального дома кино. Один из основателей и первый президент киноакадемии «Ника». Один из организаторов кинофестиваля стран СНГ и стран Балтии «Киношок». Президент ялтинского международного кинофестиваля «Ялтинский мост».
А вот многие фильмы, представленные на кинофестивале, такого восторга у мэтра кинематографа не вызвали:
- Три фильма мы сразу забраковали как не просто неудачные, а откровенно плохие. В программу попали девять кинокартин, из которых осталось пять, удостоенных наград кинофестиваля. Лучшим фильмом мне показалась «Золотая рыбка» режиссера Александра Галибина. Она получила гран-при фестиваля. В плане режиссуры отмечена кинолента «Время первых».
- Что вообще происходит с кинематографом? Почему ставятся слабые фильмы?
- Потому что государство потеряло способность управлять кинематографом. В 30-е годы - можно по-разному к ним относиться - Сталин лично принимал каждую картину, понимая, что кино - это не столько искусство, сколько идеология. При помощи кино в стране можно воспитывать новые поколения молодых людей. Сейчас какой фильм молодые сценарист, режиссер, извините, состряпают, то народ и смотрит. И авторы такого кино ходят с высоко поднятой головой. Хотя их фильмы сняты на уровне студенческих работ, которые снимали, когда я учился во ВГИКе много лет назад. Правда, среди тех лент можно отыскать вполне приличные... Сегодня к фильмам - безответственное отношение. Никто кинокартины, прежде чем они выйдут на экран, не отсматривает, не «просеивает». Я сказал Александру Карлину, губернатору Алтайского края, что пока главный недостаток кинофестиваля - плохой отбор фильмов.
- Молодые режиссеры, актеры легко приходят в кинематограф?
- Понятия не имею. Вижу только невероятную амбициозность, шумливость и нежелание понять и проникнуться традициями русского кино - довоенного, послевоенного, 60-80-х годов.
- Что, их этому не учат, не показывают такие киноленты?
- Показывают. Но им это неинтересно. Они думают, что открывают кинематограф, а он давно уже открыт. Нужно, чтобы не опозориться, уметь хорошо, а может, даже лучше делать то, что уже сделано до тебя. Главный недостаток многих авторов современного кино - желание показать страну пьяной, грязной, необразованной, теряющей моральный облик. Есть фильмы, которые вызывают просто отвращение.
- Зритель ждет фильмов с положительными героями. Что сегодня мешает снять современного строителя, рабочего? Или киноленту об учителях в противовес сериалу «Школа»?
- На самом деле, если идти от одной аморальности к другой - это не есть будущее моей страны. Точно не процитирую, но в Конституции РФ записано, что государство не имеет своей идеологии. В таком случае, какова же цель того же кинематографа? Зарабатывать деньги любыми путями? Американцы сделали блистательный поворот к соцреализму. У них практически во всех фильмах всегда - положительный герой, порок наказан, свет побеждает тьму. Они взяли в основу своих картин формулу нашего соцреализма. Можно давать какие-то деньги на фильмы. Но не отслеживать результат, качество продукции- неправильно.
- Сейчас вас обвинят в том, что вы хотите ввести в кино цензуру.
- Я - сторонник цензуры. Сегодня выходят фильмы, издается множество книг, в которых через слово - мат. Когда мне в качестве контраргумента заявляют: «Почему нет? В жизни же так говорят...», я отвечаю, что Достоевский, Горький писали в своих произведениях не о самых интеллигентных людях, но вы в их книгах сталкивались хоть с намеком на мат? Русский язык потому и велик, что красив и чист. При помощи русского языка можно дать характеристику любому человеку, любому явлению. Зачем же использовать грязные слова? Тем более те же книги читают дети, если их оторвать от Интернета.
- В вашей жизни наверняка был период, связанный с какими-то трудностями в профессии, личными проблемами. Как вы его преодолели?
- У моего друга Никиты Михалкова есть замечательная формула, которую я не перестаю повторять своим детям: «Жить и работать надо шутя и играя». Легко. Не надо придумывать какие-то проблемы. Даже если они есть - это было вчера, а сегодня - все прекрасно. Жить с надеждой. Не страдать, не мучиться. Особенностью русского человека было и есть рассказать ближнему о своих страданиях. Зачем перекладывать свои трудности на плечи других? Им, может быть, тоже нелегко приходится. Живи, радуйся каждому дню. У меня три года был период абсолютного безденежья. И мне моя любимая теща из Ростова присылала деньги в долг. Я жил в Москве без паспорта, без денег, без жилья. Но я знал, что должен пробиться, состояться как человек, отец, актер. И, бог дал, так и случилось.
- Это характер.
- Вы знаете, характер. Еще с детства. Жили мы бедно. Денег не было. В семье - четверо детей, отец инвалид, на руках мамы - больная сестра. Нас здорово помотало по городам и весям. Из Ростовской области мы поехали на Кубань, оттуда на Ставрополье. Помню, отец мне привез с фронта детский аккордеон, и я научился играть на нем краковяк, цыганочку. Как-то в очередной переезд мы проезжали Моздок. Мама говорит: «Возьми шапку, сядь под вокзалом, сыграй, что умеешь. Может, денежки будут». Я играл, и мне в шапку денежки кидали. Да, я попрошайничал и не стесняюсь этого.
- Попрошайничать - стоять и просить у людей деньги. Вы играли на аккордеоне, выходит, зарабатывали на том, что умели делать.
- Да, я так зарабатывал, время-то было голодное. Сегодня много ряженых нищих, но когда молодые музыканты играют на улице, я всегда бросаю им в футляр для музыкальных инструментов денежки.
- Мечта о кинематографе тоже - с детства?
- Я мечтал стать артистом. Наверное, та нищенская жизнь подтолкнула. А еще, когда приезжала кинопередвижка, я видел на экране другую жизнь. И та, другая, жизнь меня манила. Я из будки киномеханика не вылезал. Перематывал пленку, нюхал ее, поправлял кинопроектор. Был помощником киномеханика, куда бы мы ни переезжали.
- Герои ваших фильмов - обычные люди. Вы не используете в своих картинах спецэффекты. Снимаете тихо, камерно. Почему вы выбрали такую, скажем, тональность?
- Во-первых, это традиция русской литературы и русского кинематографа - снимать и писать про душу человека. Во-вторых, все спецэффекты - компьютерное кино, а значит, не мое. Скажем, американцы, в силу своей псевдотолерантности, почти не снимают фильмы о национальных проблемах, которых очень много. Подозреваю, что лет через пять — десять там будет такой взрыв межрелигиозной, межнациональной войны, что мало никому не покажется. Но американцы об этом никогда не расскажут и не покажут, потому что нельзя. А у них сюжетов не меньше, чем у нас. Я пишу и снимаю о простых людях, у которых есть душа, желание помочь друг другу. А все спецэффекты, фильмы про инопланетян - не про меня. Пусть другие снимают.
- В вашем последнем фильме «Не ждали» главного героя в последний момент спасает сын, отсидевший срок. Почему на помощь герою не пришли правоохранительные органы, близкие, соседи, наконец?
- К сожалению, у нас люди стали редко помогать друг другу. Стало много злости и зависти. Может, эти черты не доминируют, но становятся все более заметны. Это во-первых. Во-вторых, я к тем, кто находится в тюрьмах, отношусь не с пониманием, а с состраданием. И каждый месяц в несколько тюрем отсылаю деньги сидельцам. Они часто невиновны. Даже если и есть вина, то надо не добивать их там, а помочь вернуться к нормальной жизни. Сын героя фильма - из «золотой молодежи», по глупости попадает на семь лет в тюрьму. Из-за этого умирает его мать, а отец остается один. Отца, которого играет Олег Басилашвили, я назвал Иннокентий Михайлович. В простом обращении Кеша.
- По аналогии с Иннокентием Смоктуновским?
- Именно так. Я его очень почитал и почитаю. Близкие люди его называли Кеша. Он был рассеянным, но бесконечно талантливым. И мой герой-музыкант тоже талантлив, но не знает законов, не приспособлен к быту, не способен постоять за себя. Поэтому мэр, увидев исторический особняк, в котором тот живет, бесценные картины в доме, всю эту красоту, решает «экспроприировать» в свою пользу. Музыканта помещают в психушку, обкалывают всякими препаратами, после чего он подписывает дарственную на имя хозяина города. В фильме дело происходит в небольшом городке, где все повязаны коррупцией. Кто еще защитит музыканта, как не сын? Конечно, справедливость торжествует. В конце концов Кеша выздоравливает, а хозяин города сходит с ума. Мне было приятно, что моя кинолента «Не ждали» была показана на открытии Шукшинского кинофестиваля. Фильм уже увидели жители курортного города Белокуриха.
- Есть в ваших планах новые кинокартины?
- Для телеканала «Россия-1» написал три сценария: «Входя в дом, оглянись», «Круглая дура Надя Круглова» и «Красный Дон» о казачестве 41 — 45-х годов. Никто толком о казачестве того периода не писал, не ставил фильмов. Я написал 12 серий, но пока нет денег на съемку сериала. Кино, к сожалению, стало бизнесом. Прокатная киносеть потеряна навсегда. Но, слава богу, есть телефильмы. Иногда очень достойные. По качеству кинопродукции наиболее достойный Первый телеканал. Там не проходит схема типа «Вася любит Машу, а Маша любит Петю». Радует, что сын Иван снял, на том же Первом, замечательную картину «Найти мужа Дарье Климовой» с прекрасным ансамблем актеров: Николаем Фоменко, Максом Леонидовым, Катей Гусевой, Николаем Добрыниным. Так что живу надеждой, что новые фильмы Ивана и мои еще порадуют зрителей.
Мы желаем юбиляру здоровья, творческих успехов и новых кинолент!