Отечественной промышленности нужны инженерные кадры. Как готовить специалистов для промышленных предприятий? Чем и как они живут сегодня? Каким должно быть образование для их подготовки? Ответы на эти и не только вопросы знает депутат Законодательного собрания Ростовской области, член совета директоров производственной компании «Новочеркасский электровозостроительный завод», советник по взаимодействию с государственными органами власти компании «Локомотивные технологии», председатель совета директоров Новочеркасска Сергей ПОДУСТ.
- Так что сегодня составляет основу современного производства? - спрашиваю Сергея Федоровича.
- В трех словах: автоматика, компьютеры и кадры. Поскольку я всю жизнь посвятил машиностроению, то могу сказать, что в последние годы нашей компанией «Трансмашхолдинг», а это крупнейший в России производитель подвижного состава для рельсового транспорта, входящий в число 10 сильнейших в мире компаний транспортного машиностроения, немало сделано для технического перевооружения заводов, оснащения их современным оборудованием. Это значит, что специалисты того же НЭВЗа должны иметь очень высокую квалификацию, поскольку все производство переходит на цифровые технологии, станки с числовым программным управлением. Сегодня на электровозах, которые мы производим и ремонтируем на предприятиях ОАО «Желдорреммаш» устанавливается система интеллектуального анализа данных «Умный локомотив», позволяющая заранее предупредить машиниста о предполагаемой проблеме, к примеру, в каком узле локомотива она возникла, что конкретно вышло из строя. Это позволяет оперативно устранить те или иные неполадки. Более того, наши специалисты пошли дальше - разрабатывают систему прогнозирования возможных поломок, то есть где какой-то аппарат, узел локомотива работает с нарушением заданных параметров, что может привести к форс-мажорной ситуации. Сейчас на железных дорогах страны около 20 тысяч локомотивов, из них на 6 тысячах наша компания планирует в этом году внедрить программу «Умный локомотив». Так что тем, кто приходит к нам работать, нужен высокий уровень знаний.
- Специалистов готовят в вузах. В последнее время там стала практиковаться система подготовки инженерных кадров, начиная чуть ли не с детского сада. А само производство?
- Нашей компанией на каждом предприятии уже давно были открыты учебные центры. Мы заключили договоры по подготовке кадров с колледжами, вузами. Проводим слеты, конкурсы среди молодежи, на которых выявляем лучших специалистов в рабочих профессиях. Работа молодых специалистов на заводе подкреплена социальными программами.
Учиться и учиться
- Кстати, вы возглавляете кафедру, созданную совместно с Донским государственным техническим университетом. Чья была идея открыть кафедру на заводе?
- Идея была моя. Больше десяти лет назад мы организовали на НЭВЗе учебный центр и стали формировать преподавательский состав, чтобы самим готовить специалистов. А в 2008-м с ДГТУ подписали соглашение о создании на базе завода кафедры транспортного машиностроения. Кафедра находится на заводе. Здесь преподаватели проводят со студентами занятия, проходит защита дипломных работ. Причем в первую очередь мы предлагаем студентам темы дипломных, которые актуальны для нашего производства. Представители ректората вуза, преподаватели участвуют в защите по видеосвязи в режиме реального времени. На кафедре обучились уже 150 человек. Все они работают на НЭВЗе или в подразделениях компании. Сейчас у нас обучаются 97 ребят. В сентябре мы вручили студенческие билеты и зачетки 12 первокурсникам, которые поступили на кафедру.
- Вы много лет проработали на заводе. А с чего начиналась ваша карьера?
- С рабочей профессии электромонтера. Я ведь вырос в семье рабочих. Мама трудилась на НЭВЗе контролером отдела технического контроля, а папа - водителем автоколонны, которая обслуживала завод. Родители сомневались, что у меня получится после школы поступить в вуз. И посоветовали вначале окончить техникум. Что я и сделал. После восьмого класса пошел учиться в Новочеркасский элетротехнический техникум. Практику проходил на НЭВЗе.
- И задержались там на 32 года.
- Почти на всю жизнь. Был мастером, начальником цеха, директором по производству и без малого десять лет генеральным директором НЭВЗа.
- Узнали проблемы рабочих и то, как руководить огромным коллективом.
- Этот опыт очень помог. Собственно, работа с людьми подтолкнула к дальнейшей учебе. После техникума окончил Новочеркасский политех, учился на кафедре подъемно-транспортных машин и оборудования, затем была кафедра экономики и управления на предприятиях экономфака Южно-Российского государственного технического университета (НПИ), и, наконец, философский факультет Ростовского госуниверситета.
- Экономическая, техническая специальности – это понятно. Но при чем тут философия?
- Вообще-то я хотел защитить диссертацию по социологии. Меня интересовал вопрос, скажем так, психологии взаимоотношений людей. Но чем больше я набирал материал для диссертации, тем больше увлекался исторической частью создания машин, начиная с изобретения колеса и заканчивая современными видами транспорта. Мне все это стало интересно, и я защитил кандидатскую диссертацию по теме «Транспорт в поле культуры».
Со знаком качества
- Ваша работа на заводе пришлась в основном на советские времена. Какие наиболее яркие впечатления она оставила?
- Они связаны с командировками за рубеж. Когда работал начальником цеха, директором по производству, а затем, в конце 90-х, по маркетингу, объездил весь мир. Наш завод каждый год выпускал новую технику. В 70-х, на пике холодной войны, мы поставили в Европу 110 локомотивов. Их уже давно надо менять, а они и сегодня продолжают работать - такой запас прочности. Или, к примеру, Китай. Там эра локомотивов началась после того, как они переняли наши технологии. Сегодня по скоростному движению Китай впереди планеты всей. Мне довелось побывать на всех европейских предприятиях, где делают локомотивы, и мне есть с чем сравнивать. Сегодня НЭВЗ - крупнейший производитель электровозов. Никто в мире не производит такое количество их, как у нас.
- Как у НЭВЗа складываются отношения с зарубежными партнерами?
– Начало положено в XX столетии. В сотрудничестве с канадской компанией «Бомбардье» было сделано 12 локомотивов ЭП-10. Это был первый опыт работы с зарубежными коллегами. Несмотря на санкции, мы продолжаем сотрудничать с ними. Сейчас «Трансмашхолдинг» создает локомотивы совместно с французской компанией «Альстом». К зимней Олимпиаде в Сочи совместно с «Альстом» мы сделали пассажирский локомотив, который работал на маршруте Москва — Сочи. Такие локомотивы могут ходить со скоростью 200 километров в час, но для них должно быть соответствующее состояние железной дороги, этого требует скорость движения электровоза. Однако у нас грузовое и пассажирское движение проходит по одной колее. Расписание их движения не позволяет увеличить скорость. За границей для скоростных локомотивов предусмотрен отдельный путь. Мы пока в этом отстаем. Сейчас стоит задача сделать скоростное движение по основным направлениям железнодорожных магистралей России.
- Вы работали на Ростовском электровозоремонтном заводе. В свое время он был одним из передовых. Как сегодня завод себя чувствует?
- Пациент скорее здоров, чем болен. Если серьезно, РЭРЗ технически перевооружается, и у него большие перспективы. Единственный его недостаток - маленькие площади, он находится в низине Ростова, и, как правило, когда идут сильные дожди, его цеха заливает водой. Сейчас нашей компанией эта проблема решается совместно с администрацией Ростова.
Помочь людям
- Вы как депутат можете ускорить дело?
- Это одно из направлений, за которые я отвечаю.
- Ваша депутатская работа касается также решения социальных проблем избирателей.
- На заводе я привык уделять большое внимание социальным вопросам. Меня и сейчас новочеркасцы помнят как директора НЭВЗа. На встречах с избирателями я часто встречался с нэвзовцами. Население Новочеркасска около 170 тысяч человек - 60 тысяч из них - те, кто работал или трудится сегодня на НЭВЗе. Поэтому во время избирательной кампании никаких трудностей я не испытывал. Теперь занимаюсь депутатской работой и делаю это с удовольствием. Веду прием каждую среду и стараюсь решать все вопросы, с которыми обращаются люди.
- Можете привести пример?
- На одном из приемов ко мне обратилась мама, ребенку которой требовалось лечение в санатории. Средств на поездку у нее не было, а ребенку срочно нужен был курс лечения. И я помог ей решить этот вопрос - оплатил путевку. Надо сказать, что губернатор Ростовской области ежегодно выделяет депутатам средства на решение запросов, касающихся здравоохранения, культуры и образования. Значительная часть из этих средств направляется на приобретение мебели и инвентаря для школ, детских садов и больниц. Так, для пожилых людей в городе Новочеркасске открыли в больнице паллиативное отделение, в оснащении которого я принял участие.
- Вы возглавляете совет директоров Новочеркасска. Чем он занимается?
- Наш совет является ассоциацией, входящей в Ростовское региональное отделение Российского союза промышленников и предпринимателей. В составе совета - 60 руководителей предприятий и организаций города. Взаимодействие с коллегами помогает решать те или иные производственные вопросы, проблемы трудоустройства. В октябре совету директоров Новочеркасска исполняется 30 лет. Он, кстати, был создан в числе первых в России.
- Говорят, до 30 лет человек мечтает, а после - живет воспоминаниями. Вы уже перешагнули 30-летний рубеж, есть о чем вспомнить?
- Вспоминается о многом. Но особенно - презентация локомотивов, которые мы делали по заказу Кузбасса. То, как губернатор Аман Тулеев вручил мне медаль «За содействие развитию Кузбасса». Это было достаточно неожиданно, но в то же время приятно.
- Когда вы бываете дома?
- В воскресный выходной, если случается. Но меня выручает то, что жена более 30 лет трудится экономистом на НЭВЗе, сын тоже здесь работает. Наша трудовая династия каждый день едет на работу, правда, с работы я приезжаю позже всех.
- А редкий выходной, тот, что случается, как проводите?
- Выезжаем с друзьями на Дон. Я вообще люблю природу. Раньше активно занимался спортом. Играл в футбол, баскетбол. Сейчас увлекаюсь настольным теннисом. Мне нравятся картины отечественных и зарубежных художников. Поэтому, как только выдается возможность, иду в музей. Всем советую посещать музеи. Там душой отдыхаешь.