Два с половиной века спустя в Старочеркасской опять есть картинная галерея
Фото/Видео: Марина Каминская
Ее предшественница была первой картинной галереей не только в тогдашнем городе Черкасске, но и на всем Дону. Располагалась она во владениях атамана Ефремова. Нынешняя, как сообщают расставленные по центру станицы красочные указатели, находится по адресу: ул. Революционная, 3.
Сворачиваю на улицу Революционную, и первое, что бросается в глаза, - сторожевая башня. Над башней развевается флаг с портретом последнего русского государя-императора. Башня, как оказалось, стоит на галерейном подворье. Вернее, на подворье известного донского художника Анатолия Ковалева, частью которого является галерея «Образ».
- Это место - насыпное. Станичники шутят, что землю сюда казаки шапками наносили. С тех пор никакими разливами его не затапливало, и потому был здесь пороховой склад. Я когда про это узнал, подумал: «Где склад - там и башня сторожевая». Построил башню, водрузил над ней флаг, который друзья подарили, - улыбается хозяин.
Анатолий Петрович КОВАЛЕВ - ростовчанин. Когда-то купил в Старочеркасской старинный флигель, или, как говорят станичники, «фигель», а точнее, даже маленький такой фигелек, думая приспособить его под творческую дачу. Чтобы было, где поработать, вырвавшись из шумного, беспокойного Ростова. Но тихая красавица Старочеркасская так примагнитила художника, что решил обосноваться тут серьезно. Дом спланировал с мастерскими - столярной и реставрационной (Анатолий Петрович реставрирует иконы и старинную мебель, в том числе - из музейных фондов) – и художественной галереей трех поколений Ковалевых. Ведь мастером кисти был и отец Анатолия Петровича - Петр Павлович, по стопам отца и деда пошел сын Максим.
О крепкой связи поколений, которая существует в этой семье, свидетельствует центральный холст на стене - «Страстотерпцы Борис и Глеб». Над этой сказочно красивой картиной Древней Руси Анатолий и Максим Ковалевы работали сообща.
- Анатолий Петрович, а вам довелось трудиться вместе с отцом?
- И да, и нет. Отец оставил множество этюдов, ряд неоконченных работ. Некоторые из них я счел возможным дописать.
А еще рассказами отца о раскулачивании на Дону навеяна серия графических работ Анатолия Петровича, посвященная «великому перелому». Петр Павлович Ковалев родом был из Кашарского района. Ковалевых причислили к кулакам и выслали в Пермский край. Не только их, но и другие кулацкие семьи. Первую зиму им пришлось провести под Вешенской. Местным жителям запрещалось предоставлять кулакам кров и вообще как-то помогать. Кулаки рыли ямы в холодной земле, в них и зимовали вместе с семьями, маленькими детьми. Многие до весны не дожили, не у всех, кто худо-бедно перезимовал в земляных ямах, хватило потом сил добраться до Пермского края.
Юный Петя Ковалев остался сиротой в чужом краю. Он убежал из ссылки, тайком пробрался на пароход, доехал до Царицына. Там его приютила какая-то добрая женщина. Петина сестра в результате всех этих перипетий пропала без вести, а брата он нашел. Брат жил в детдоме в Ростовской области. Туда приняли и Петра.
На долю Петра Ковалева выпало немало испытаний. Он воевал на Миус-фронте, бывал в ситуациях, когда на несколько бойцов - одна винтовка, а надо держаться, прошел через «Харьковский котел»… И все-таки до конца своих дней Петр Павлович оставался неисправимым оптимистом.
Талант художника проявился в нем во время армейской службы, и Петр Павлович решил его развивать. Годы спустя в Ковалеве-старшем открылся еще один талант - педагога. Петр Павлович руководил в Ростове детской художественной школой, воспитал целую плеяду известных ныне донских художников.
- А эту папину работу я называю «Опять тройка!». Это я в школьные годы, - говорит хозяин галереи, остановившись у портрета мальчика, который задумался о чем-то, делая уроки.
- Неужто были троечником?
- В классе, честно говоря, больше любил смотреть в окно…
Школьник Анатолий Ковалев не сразу решил, кем быть: увлекали романтические мечты о профессии моряка, которые, впрочем, так и остались только мечтами. Об избранном пути художника Анатолий Петрович ни разу не пожалел и очень обрадовался, когда династию продолжил его сын Максим. Максим Ковалев, чем особенно гордится отец, стал уважаемым в церковных кругах мастером храмовых росписей.
На нынешней выставке в галерее «Образ», объединившей творчество трех поколений Ковалевых, более семидесяти работ. Это портреты и пейзажи, жанровые полотна. Живопись, графика, современная иконопись, репродукции храмовых росписей. А еще в этой галерее есть любовно убранный старинными казачьими кружевами «Святой уголок». Его оформила супруга Анатолия Петровича Лариса Андреевна. Здесь можно узнать о духовных традициях донских казаков. Место, в прямом смысле слова, намоленное.