– Один из крупнейших в мире журналов о Кавказе издается в Швеции, авторитетные центры кавказоведения открыты при Варшавском университете, институт Кавказа и кавказоведения действует при азербайджанской Академии наук. Чем Кавказ привлекает зарубежных специалистов?
- В свое время ректор Ростовского государственного университета Юрий Андреевич Жданов назвал Кавказ солнечным сплетением Евразии, - говорит директор института социологии и регионоведения Южного федерального университета Антон СЕРИКОВ. - То есть это регион, где, с одной стороны, сплетены десятки, а то и сотни различных культур, верований и традиций, а с другой - место, куда можно точечно, болезненно ударить, и это скажется на других, расположенных вокруг, территориях. Сегодня Северный Кавказ нельзя рассматривать отдельно от Закавказья и граничащих с ним стран так называемого пятиморья. Этот регион сложный, и за рубежом его серьезно исследуют. А поскольку мы живем рядом с Кавказом, то, естественно, должны знать, что происходит у наших соседей.
Антон СЕРИКОВ, кандидат социологических наук, доцент, директор института социологии и регионоведения Южного федерального университета.
Сфера его научных интересов: молодежный экстремизм, этносоциология, регионоведение, социология конфликтов, Юг России, региональное развитие, национальная безопасность.
Арктика – Кавказ. Что общего?
- Ростов стал центром для историков-кавказоведов, создавших энциклопедию Кавказа, имеющих научные труды на эту тему. Ежегодно проходит молодежный научно-образовательный форум «Мир Кавказу». Недавно прошел I международный конгресс кавказоведов…
- Весной мы приняли участие в форуме, проходившем в Арктике. Арктика стала местом проведения научных форумов, конференций, сплотившим специалистов из разных вузов, изучающих проблемы этого региона. И появилась аналогия: чем в этом смысле Кавказ отличается от Арктики? Это стратегически важный для России регион, которым занимаются параллельно все, не общаясь друг с другом. Отсюда - слабое понимание того, что делается в республиках Кавказа и соседних с ним странах. И мы решили объединить оба упомянутых вами форума в конгресс, собрав опытных и молодых ученых из всех кавказских вузов, ученых из Москвы и Санкт-Петербурга, пригласив коллег из Азербайджана, Армении, Грузии, а также Ирана. Чтобы не только обозначить проблемы, но и показать, что кавказоведение – это направление, которое можно рассматривать в качестве своей профессиональной деятельности.
- А чего мы не знаем о Кавказе?
- Начнем с того, что наш народ вообще плохо знает Кавказ. Как показывают проведенные нами социологические исследования, обычные люди с трудом отличают, например, республику Северная Осетия от Карачаево-Черкесии. Есть устойчивые ассоциации с Чеченской республикой, республикой Дагестан, все остальные в сознании людей представлены однотипно. Мало кто знает, что, предположим, осетины говорят на языке, более близком к иранской языковой группе, чем к кавказской. Или, скажем, в Адыгее проживает 25 % адыгов и 65 % русских. Регионы Северного Кавказа - это маленькие вселенные, со своей историей, традиционным укладом, нормами поведения. К примеру, у адыгов, черкесов, кабардинцев существует адыгэ хабзэ - свод правил поведения со старшими, женщиной, детьми, который, кстати, напрямую с исламом не связан. Похожий этический кодекс есть в вайнахской культуре. У всех народов есть свои застольные традиции.
- В какой последовательности, какие блюда подавать?
- Не только. У нас, скажем, принято после обеда пить чай со сладостями, а у кавказцев могут принести голову вареного барана, разделать ее за столом и раздавать гостям. Причем каждая часть такого деликатеса что-то символизирует. Например, ухо барана передается тому, кто во время застолья отвлекался от общей беседы, с тем, чтобы он в дальнейшем внимательно слушал, о чем идет разговор за столом.
Как договориться?
- Какую из проблем, обсуждавшихся на конгрессе, вы назвали бы самой острой?
- Исторической памяти, происхождения кавказских народов. Дело в том, что Кавказ - небольшая, но плотно заселенная территория. Земли не так много. В древние века большую ее часть по очереди заселяли разные народы, так, здесь долго жили аланы, одни из просвещенных христианских народов. Под натиском монголов они ушли с Кавказа. Но на территории современных Ингушетии и Карачаево-Черкесии сохранились воздвигнутые ими храмы. На это наследие претендуют разные народы Северного Кавказа. И не только претендуют, но и добиваются признания их потомками древних аланов. На эту тему ученые-историки, представители кавказских народов, часто высказывают свои исторические теории, опираясь на разные факты. Поэтому не могут прийти к единому мнению.
- Спорят из века в век?
- Из века в век. Эту проблему пытались решить и в советские времена. Был план по написанию нескольких томов энциклопедии кавказских народов, начиная с древнейших времен до новейшей истории. По поводу древних времен у кавказских ученых не было никаких разногласий, но как только они перешли к современному этапу - перессорились. А начиная с 90-х ученые «разбежались» по своим республикам, работая на свою этническую элиту, писали отдельные учебники отдельно взятых народов, республик. В итоге получилось лоскутное одеяло, причем никоим образом ничем не сшитое, в том числе и в интеллектуальном плане. Поэтому мы широко привлекаем молодых ученых-кавказоведов для того, чтобы они пришли к возможности диалога.
- Могут ли территориальные претензии привести к каким-либо провокациям?
- Не исключено. Неслучайно в преддверии зимней Олимпиады-2014, когда началось строительство олимпийских объектов в Сочи, актуализировался так называемый черкесский вопрос. Его подняли зарубежные ученые. Дескать, земли, на которых шло строительство, России не принадлежали, это территория древних черкесов, святые места. Информационную пропаганду развернули потомки черкесов - мухаджиров, которые уехали после Кавказской войны в Турцию. Если кому-то будет нужно, вспомнят о том, что на территории Дагестана проживают разные народы, в том числе разделенные. К примеру, часть лезгин проживает в других странах. И время от времени в Интернете возникает идея вернуть великий Лезгистан. Такие сепаратистские проекты могут возникнуть в любой момент.
Издержки времени
- А просто жить в дружбе и мире нельзя?
- Нужно научить людей жить в мире. Когда-то был в ходу шутливый вопрос: «Зачем в Москве открыли университет дружбы народов?» И ответ: «Чтобы в наше время научить народы дружбе». Как научить? Когда мы были в Дагестане, нам рассказывали о том, что республиканское министерство культуры тратит большие средства на восстановление национальной культуры, чтобы в едином информационном пространстве показать республику как древнейшую цивилизацию. Сняли об этом документальные фильмы. И поняли, что они не доходят до массового зрителя. В то же время популярный певец снимает клип, в котором дагестанцы пляшут, стреляют, и за несколько дней набирает в Интернете до миллиона просмотров. Такой клип в некотором смысле разрушает яркий, привлекательный образ Дагестана, созданный в фильме. Если бы клип был снят на фоне древней крепости Дербента, которому в прошлом году исполнилось 5 тысяч лет, поверьте, он набрал бы не меньше просмотров. Именно с таких образов начинается мир и дружба.
- Когда по каналам ТВ показывают, как представители Кавказа то и дело стреляют во время движения свадебных кортежей просто потому, что хочется, почему это не снять в клипе?
- Эти «стрелялки» уже не актуальны. Лет семь назад мы проводили исследования стереотипов, связанных с Кавказом, используя так называемый проективный метод. Просили людей нарисовать Кавказ. Наряду с морем люди рисовали милитаристские символы: пушку, автомат или танк. А в последнее время в рисунках появились символы, связанные с туризмом, марки автомобилей, которые любят кавказцы. То есть в сознании людей складывается положительный образ Кавказа.
Элита нам поможет
- Чем может помочь научное сообщество республикам Северного Кавказа?
- Содействовать в воспитании собственной элиты. Как это было в Советском Союзе. В Ростов приезжали учиться преподаватели общественных наук, учителя истории, другие специалисты. Они, скажем так, пропитывались у нас общегражданским патриотизмом, если хотите, идентичностью. И эта элита, СМИ, масскультура должны, не побоюсь этого слова, пропагандировать эту идентичность и где-то даже вводить моду на патриотизм, как сейчас говорят, российскость. Чтобы каждый чувствовал себя частью единой России, а не отдельного региона или народа. Когда Расула Гамзатова, известного дагестанского поэта, спросили, как долго Дагестан находится в составе России и может ли он из нее выйти, он ответил: «Дагестан добровольно не входил в состав России и добровольно не выйдет». Ответив с юмором, Гамзатов расставил все точки над i - мы уже не видим себя отдельно друг от друга. И это важно донести как до представителей научного сообщества, политической элиты, так и до школьников Кавказа. У каждого должно быть понимание того, что мы можем развиваться только вместе.
- А какое понимание Кавказа должно быть у жителей других наших регионов?
- Нужно не забывать, что как народы Кавказа повлияли на нас, так и мы - на них. Не зря во многих кавказских республиках установлены памятники русским учителям. Потому что массовое образование на Кавказ несли русские педагоги. Регионы России помогали республикам Северного Кавказа строить города, открывать школы, вузы. А русский язык стал языком межнационального общения. В том же Дагестане проживают люди разных национальностей, но вы не так часто услышите там кавказскую речь. Не оттого, что там не принято говорить на родном языке при приезжих, а потому что часто аварец не знает кумыкского языка, лезгин - лакского, табасаранец - аварского. Они общаются между собой на русском языке. То же - в науке, литературе, поскольку много книг, научных трудов издается на русском языке. Но также нужно больше интересоваться традициями, культурой народов, проживающих на Кавказе.
- Форум кавказоведов прошел. Что дальше? Последуют ли какие-то решения, действия?
- На конгрессе был презентован проект института Кавказа. Института не в традиционном понимании, а сетевом. Его задача - объединить вузы в сетевое научное сообщество, которое занимается вопросами Кавказа. ЮФУ станет двигателем этого процесса, привлекая к нему Северо-Кавказский и Крымский федеральные университеты, все классические вузы, расположенные на Северном Кавказе, в регионах Южного Кавказа, а также Ирана, Турции. Планируются совместные научные исследования, образовательные программы, подготовка специалистов, публичные научные мероприятия. Подготовим совместную языковую программу. Очень важно, поддерживая русский язык как язык общения, не потерять языки, на которых говорят народы Кавказа. В свое время академик Пиотровский подчеркивал, что востоковеды всегда были конкурентным преимуществом Советского Союза, потому что наши специалисты, которые приезжали в восточные страны, хорошо владели восточными языками. И, в отличие от американцев, которые брали с собой «дивизию» переводчиков, работали в два раза быстрее с восточными коллегами. Мы стали терять это языковое преимущество, и очень важно его восстановить. Это - первые проекты, которые станет осуществлять институт Кавказа.