Уменьшение упаковок продовольственных товаров привело за последние пять лет к росту цен на привычные продукты примерно на 20 %, отмечают эксперты.

Для людей старшего поколения незыблемы такие меры веса и объема, как килограмм и литр. Килограмм сахара, литр молока – привычные для их понимания стандарты отпуска продуктов.

Сегодня таких упаковок практически не осталось. На пакетах с крупами и сахаром чаще стоит обозначение «900 грамм». 

Молоко и кефир разливаются в бутылки и пакеты, с виду практически не отличимые от привычных «литровок». Однако, приглядевшись к этикетке внимательно, прочтёте: молока в бутылке – всего 900 мл, кефира – 950, а может быть и меньше – зависит от производителя. Уже давно нет на прилавках 200-граммовых пачек масла, их заменили 180-граммовые. Еще недавно хозяйки были убеждены: в банке сметаны содержится 400 г продукта, теперь его объем уменьшился до 315 г. Пачка творога весит на привычные 200 г, а всего 180. 

Стандартного нарезного батона весом в 400 граммов практически не найдешь, как и 200-граммовой пачки печенья. Их вес уменьшился до 380 и 170 граммов соответственно. 

Стали незначительно легче – всего на 5-10 граммов – даже плитки шоколада. Что уж говорить о «девятке» яиц вместо десятка…

При этом цены на привычные продукты питания, покупаемые ежедневно, как и на фасованные средства бытовой химии, приобретаемые регулярно, отнюдь не уменьшились – остались прежними. А если учесть инфляцию, то – выросли.

Этот прием – уменьшение массы (объема) содержимого упаковок при сохранении прежней цены – широко известен и называется даунсайзинг (дословно с английского – уменьшение размера).

В нашей стране начало этому положила инфляция 2008 – 2009 годов, утверждают эксперты. Именно тогда отечественные производители начали слегка хитрить – незначительно снижать объем (вес) упаковок. Это не является для покупателей секретом, хотя и раздражает людей. Но снижение веса пачки масла на 20 граммов кажется многим не таким уж существенным. А вот реакция на повышение цены на эти же продукты была бы  у людей иной – и не такой сдержанной.

Что приобретает россиянин в стандартных упаковках за один поход в магазин? Бутылку молока, упаковку кефира, по пачке сливочного масла и творога, коробку макарон, пакет сахара, пакет пшена или гречки, обязательный хлеб, чистящее или моющее средство. В итоге за один визит в магазин покупатель переплачивает примерно 80 рублей. Именно на столько «тянут» облегченные упаковки товаров. 

В результате повсеместного применения этой схемы покупатели в среднем тратят на 18% больше, утверждает журнал «Росконтроль». Для среднего россиянина в наши дни это существенно.

Ведь половине российских семей денег хватает лишь на самое необходимое – покупку продуктов питания и одежды. И большинство из них – это семьи с детьми. У них на питание уходит до 40 % доходов родителей, и цифра эта растет, сообщает Росстат.

Тем не менее схема даунсайзинга так привлекательна для российской экономики, что может распространиться и на другие сферы, где это возможно. Говорят, на очереди – рынок нефтепродуктов. Сейчас стандартный объем отпуска бензина на автозаправках – литр. Но не исключено, что он может снизиться до полулитра. Цена при этом останется прежней…